|
Запланированный на четверг ключевой саммит лидеров ЕС вновь рассмотрит вопрос выхода из долгового кризиса. Но на этот раз европейские лидеры намерены провести действительно глубокие реформы, вплоть до изменения основополагающих законодательных актов, регулирующих работу Евросоюза. Как может измениться Европа после саммита и успокоит ли это финансовые рынки, выяснял экономический обозреватель «Вестей ФМ» Леонид Гурьянов.
Гурьянов: Пока речь идёт о введении санкций для нарушителей бюджетной дисциплины. Хотя её критерии установлены уже давно, фактически на них неоднократно закрывали глаза. Лидеры Германии и Франции Ангела Меркель и Николя Саркози предлагают сделать штрафные санкции за нарушение допустимых уровней госдолга и бюджетного дефицита автоматическими. Отменить наказание можно будет только квалифицированным большинством голосов стран - членов ЕС. Закрепить их обязательства следовать бюджетным правилам предлагается и на национальном уровне путём соответствующих изменений в конституциях. Комментирует заместитель генерального директора компании «Allianz РОСНО Управление активами» Михаил Акрамовский.
Акрамовский: Прежде всего, рынки бы хотели услышать, что европейские лидеры готовы сообща бороться за сохранение еврозоны путём ужесточения бюджетной дисциплины и постройки системы, при которой отдельные члены Евросоюза будут проводить более взвешенную бюджетную политику и самое главное что будет создана система, при которой все эти решения и эти процессы смогут контролироваться. Немаловажную роль также сыграют вопросы некоторого изменения роли Европейского Центробанка.
Гурьянов: Хотя предложенные нововведения и являются шагом в правильном направлении, инвесторы хотят получить, прежде всего, ответ на вопрос, как финансовые проблемы будут решаться в краткосрочной перспективе, полагает начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки инвестиционной компании «Солид» Михаил Королюк.
Королюк: Ключевой вопрос, это будет ли расширена роль Европейского Центрального Банка в той мере, которая позволит ему проводить денежное ослабление и фактически печатать деньги. Потому что сейчас выбор стоит очень понятный - или кризис будет разрешаться через дефляцию на юге Европы, или через инфляцию на севере. Если ЕЦБ не будет иметь возможности печатать деньги для покрытия плохих долгов, Европу ждёт достаточно незавидное будущее и очень жёсткий кризис, особенно на юге Европы. Если же ЕЦБ будет позволено печатать деньги, плохие долги могут быть достаточно успешно выкуплены с рынка, пирамида эта устоит, будет потихонечку размыта, это приведёт к незначительному росту инфляции, против чего как раз и возражают немцы.
Гурьянов: Что касается полномочий Европейского Центробанка, пока идеологи реформы не предлагают ничего революционного. Было заявлено лишь о том, что ЕЦБ должен по-прежнему проводить независимую политику по оказанию помощи слабым странам. А от выпуска единых облигаций еврозоны пока по-прежнему отказываются. Тем не менее, надежда на то, что полномочия регулятора будут расширены ещё остаётся, полагает Михаил Королюк.
Королюк: Происходит некоторое смягчение позиции Германии. Дело в том, что фактически ситуация всё-таки балансирует над пропастью. И именно вот этот страх того, что всё может рухнуть он может подвигнуть Германию и ряд так называемых ястребов к тому, чтобы провести необходимые изменения и расширить роль ЕЦБ. Всё-таки перед глазами достаточно позитивный опыт США, где федеральная система достаточно смело пошла на количественное ослабление, на выкуп плохих долговых бумаг ипотечных, на расчистку балансов банков и в результате мы не видим там значительного всплеска инфляции, мы видим там ускорение экономического роста. Не было волны дефолтов, не было волны банкротств, то есть в принципе этот рецепт сработал.
Гурьянов: Впрочем, пока до конца не ясно, пойдут ли политики на это шаг. Также не ясно, будут ли по итогам саммита приняты положения об автоматических санкциях. Так, Великобритания намерена выставлять вопросы по поводу любых изменений европейского законодательства на референдум. И хотя Николя Саркози заявил, что реформы пока могут ограничиться одной еврозоной, под вопросом и дальнейшая позиция Парижа. Многие оппозиционные политики Франции в преддверии весенних президентских выборов критикуют курс на дальнейший отказ от национального суверенитета в пользу европейских институтов.
| |