|
В Москве 9 декабря будут вручать награды победителям Всероссийского фестиваля «Созвездие мужества». В числе номинантов Андрей Аникеев. На счету заместителя начальника поисково-спасательной службы отряда «Центроспас» десятки спасенных жизней. Наш корреспондент наблюдал за одной из ежедневных тренировок отряда.
На перегоне «Щелковской-Первомайской» по первому пути произошёл взрыв в поезде, возник пожар. Поезд остановился тоннеле, за считанные минуты его целиком заволокло дымом.
Перед входом на станцию метро «Щелковская» разворачивается оперативный штаб. Сюда стекаются десятки бригад скорой помощи, пожарных и спасателей. Все это - часть сценария больших учений Московского метрополитена.
Перед спуском в подземку профессиональный спасатель с 15-летним стажем Андрей Аникеев одевает дыхательный аппарат. Баллоны сжатого воздуха тяжелые, но без них работать в дыму будет невозможно.
Приступить к тушению пожара сразу не получается. Сначала диспетчер метрополитена должен снять электрическое напряжение с рельсов. Потом какое-то время уходит на то, чтобы разложить трап-трансформер, который находится под платформой.
Первая группа проводит разведку и отмечает для остальных путь. Его указывает светящийся шнур. Передвигаться по вагонам приходится через узкие торцевые двери. Но сложнее через них возвращаться. Ведь в руках спасателей носилки.
«Носилки с пострадавшим в проходах могут нести только два человека. Больше просто не вмещается», - говорит заместитель начальника поисково-спасательной службы отряд «Центроспас» Андрей Аникеев.
Эвакуация из поезда в метро - одна из самых сложных спасательных операций. В тоннеле тесно. Между вагоном и стеной не пройти даже одному. Всех пострадавших эвакуируют только через кабину машиниста.
Под ногами спасателей поджидает еще одна опасность, в темноте не видно шпал, одно неосторожное движение и ноги проваливаются вниз.
Андрей Аникеев со своим отрядом выносит на поверхность пострадавших и снова возвращается в клубы дыма. Сегодня он вынес на руках трех человек. А за всю работу спасателем более тысячи.
«По Москве за последние 15-16 лет практически на всех крупных ЧС работал. Кроме того, был за рубежом - в Иране, Ираке, Японии. В Россия в этом году был на крушении "Булгарии". В принципе работать легко, когда работа приносит удовольствие, удовлетворение от того, что ты можешь людям помочь в таких ситуациях, в которых другие помочь не могут», - говорит Андрей Аникеев.
Такие учения как это проходят каждый месяц, и никак не влияют на работу метро. Они проводятся ночью, кода перроны станций пустеют. И тогда здесь испытывают систему вентиляции. Проверяют, сможет ли она отогнать в сторону дым.
«На сегодняшний день вентиляция метрополитена достаточно эффективна и устойчиво удаляет продукты горения при любом варианте пожара. В этом мы убедились и сегодня», - заверил Владимир Прохоров, начальник отдела пожарной охраны Московского метрополитена.
Когда дым рассеялся, спасатели уже сматывали пожарные рукава. Вся операция заняла менее часа. Так что у сотрудников метрополитена осталось время, чтобы до открытия станции, привести ее в привычный для пассажиров вид. И продолжить работу в штатном режиме.
| |