|
Минобороны и корпорация «Иркут» подписали контракт на 30 млрд рублей о поставке ВВС России 65 учебно-тренировочных самолетов Як-130. Первые 10 машин военные получат в этом году, оставшиеся - до конца 2015 года. Эта машина станет основной «учебной партой» для ВВС России и полностью заменит собой морально и физически устаревшие чешские L-39 «Albatros».
Як-130 одна - из главных надежд российской военной авиации. Создавать его начали еще в 80-е годы в качестве основного учебно-боевого самолета способного имитировать полет всех типов современных и перспективных истребителей. Он должен был прийти на замену чешским L-39 «Albatros», которые почти 40 лет верой и правдой служили нашим ВВС. Стоимость эксплуатации Як-130 должна была стать в 6-7 раз ниже, чем, например, учебного МиГ-29УБ. Но дальше проекта дело так и не пошло - у военных не оказалось денег на доводку машины, а у промышленности - на ее производство.
В середине 90-х годов проект попытались спасти, договорившись с итальянской фирмой «Аэромакки» о совместной доводке и производстве этого самолета, получившего название Як-130-АМ. Итальянцы должны были сделать для самолета бортовое оборудование и выступить агентами по продаже машины на мировом рынке. Права собственности поделили 50 на 50.
На базе Як-130 итальянцы стали создавать собственный самолет М-346. Однако чтобы развернуть самостоятельный выпуск и серийное производство этой машины, Италии нужно было получить техническую документацию, которую Россия отдала за $77 млн. по долгам Парижскому клубу. Это известие стало одной из неприятнейших сенсаций одного из авиасалонов в Ле Бурже. В результате на внешнем рынке появились два фактически идентичных учебно-тренировочных самолета: Як-130 и М-346. Естественно, что в рекламном буклете «итальянца» о русских корнях последнего не сказано ни слова.
Учебно-тренировочная машина в российском варианте совершила первый полет 26 апреля 1996 года под управлением Андрея Синицына. Всего было произведено 300 испытательных вылетов. В 1997 году началась опытная эксплуатация 10 самолетов Як-130 в ВВС России. Однако полноценная подготовка инструкторского состава для подготовки летчиков строевых частей на Як-130 началась только в этом году.
Самолет выполнен по классической схеме - моноплан, со среднерасположенным стреловидным крылом и двухместной кабиной типа «тандем». Оснащен двумя реактивными двигателями с тягой по 2500 кг. Кабина пилотов имеет электронную индикацию, построенную на трёх жидкокристаллических многофункциональных цветных дисплеях. Никаких электромеханических приборов в кабине нет. Все системы самолета имеют электроприводы.
Аэродинамическая схема и характеристики системы управления и силовой установки позволяют самолету выполнять полеты практически на всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам. Самолёт оснащён электродистанционной комплексной системой управления, выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полета и позволяющей, в учебных целях, репрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолёта. Развитые наплывы перед крылом и компоновка воздухозаборников обеспечивают возможность устойчивого управляемого полета на углах атаки до 40 градусов с изменением скорости от 200 до 800 километров в час. Подобные режимы сегодня недоступны ни одному другому учебно-тренировочному самолету.
Большая тяговооруженность обеспечивает самолету высокие установившиеся маневренные перегрузки, взлетные характеристики и скороподъемность. Конструкция воздухозаборников, шасси и взлетно-посадочные характеристики позволяют эксплуатировать самолет с небольших грунтовых аэродромов.
В Як-130 изначально заложены элементы автоматизации, многократного дублирования основных систем - машина должна не только имитировать поведение любого российского или иностранного истребителя, но и быть при этом абсолютно безопасной и предсказуемой, причем как для обучаемого, так и для обучающего.
Благодаря электронике самолет мгновенно реагирует на команды пилота, исчез одно-двухсекундный люфт, присущий машинам с гидравлическим приводом, пилотам больше не нужно угадывать поведение машины с учетом запаздывания команд. При этом, если пилот не справится с управлением, самолет может быть посажен инструктором по радиосигналу с земли.
Бортовая система имитации режимов боевого применения позволяет в ходе обучения летчика имитировать воздушный бой с поиском, обнаружением, опознаванием, захватом и сопровождением воздушных целей. Проводить по ним пуски ракет «воздух-воздух» с тепловыми и радиолокационными головками самонаведения, пуски ракет и постановки помех противником, с применением средств бортового комплекса обороны.
Як-130 способен взаимодействовать с другими самолётами в группе и наземными и воздушными пунктами управления. Обучаемый пилот может отрабатывать имитацию атак наземных целей с пуском ракет «воздух-поверхность» с радиолокационными, телевизионными, тепловыми и лазерными головками самонаведения, неуправляемых ракет, сбросом бомб, стрельбой из пушек, пуском зенитных ракет и постановкой помех противником, применением средств бортового комплекса обороны.
Впрочем, «летающая парта» может не только «имитировать» применение оружия, но и делать это фактически. Як-130 можно легко переоборудовать в легкий штурмовик. Самолет за раз поднимет в воздух до 3 тонн высокоточных ракет и корректируемых бомб. Боевая нагрузка включает: 4 управляемые ракеты класса «воздух-воздух». К машине могут крепиться подвесные топливные баки, контейнеры с подвесной пушечной установкой (под фюзеляжем), системами наведения оружия, разведывательной аппаратурой, средствами радиоэлектронного противодействия и т.п. Предусматривается также вариант комплектации Як-130 системой дозаправки топливом в полете.
Как отмечают специалисты ВВС, использование Як-130 для выполнения локальных задач, например, уничтожения лагерей террористов, охраны границ, в том числе морских, для борьбы с наркодельцами, по затратам на порядок дешевле, если бы на боевое задание послали «МиГ» или «Су».
Однако до последнего времени экспертное сообщество весьма скептически оценивало возможность компромисса между Минобороны и Объединенной авиастроительной корпорацией по Як-130. В рамках Госпрограммы вооружения до 2020 запланирована покупка 65 учебно-боевых самолетов общей стоимостью около $1 млрд. В споре с ОАК военных не устраивала цена машин в $15,4 млн. за штуку. В ходе переговоров они до последнего рассчитывали ее снизить. Ради этого 3 сентября специальная комиссия Минобороны посетила авиастроительный завод в Иркутске, а 5 сентября - завод в Нижнем Новгороде.
Но даже если бы, по итогам этих поездок военным и промышленности удалось договориться, исполнить контрактные обязательства в 2011 году было маловероятно. Хотя бы потому, что ни один из заводов не успел бы закупить необходимые комплектующие и, соответственно, начать производство. Тем не менее, и ценовой компромисс, и возможность поставки именно в рамках гособоронзаказа текущего года была найдена.
Как сообщил газете ВЗГЛЯД глава корпорации «Иркут» Алексей Федоров, на Иркутском заводе в «финальной степени готовности» находятся 30 предназначенных на экспорт учебно-тренировочных Як-130. До конца года 16 из них должны были быть переданы Алжиру. Еще одна партия Ливии. Но из-за последних событий в этой стране контракт оказался замороженным. Его, собственно, и «переориентировали» в интересах ВВС России. С производством оставшихся машин проблем также не будет - производство Як-130 в Иркутске идет серийно.
| |