|
Осталось совсем немного времени до судьбоносного момента в жизни Приднестровья - 11 декабря населению непризнанной республики предстоит избрать президента.
На высший государственный пост претендуют шесть кандидатов. Фаворитами социологи называют нынешнего лидера Игоря Смирнова, председателя Верховного совета и руководителя партии «Обновление» Анатолия Каминского, а также бывшего спикера, депутата Евгения Шевчука.
Конкуренцию им составят лидер местной компартии Олег Хоржан, руководитель движения «Прорыв» Дмитрий Соин и политолог Андрей Сафонов /его восстановил в списках суд, признав действительными более 800 подписей, сомнение в достоверности которых стало поводом для отказа в регистрации/. Напряженность в преддверии выборов возникла еще в июне, когда парламент Приднестровья ограничил полномочия президента двумя избирательными сроками. Однако Смирнов, который руководит регионом уже 20 лет, заявил, что эти поправки не имеют обратной силы и не касаются его предыдущих четырех президентских сроков. Решение 70-летнего политика баллотироваться в пятый раз вызвало неоднозначную реакцию как в Приднестровье, так и за его пределами.
Естественно, что в республике проводится масса социологических исследований. Примечательно, что, как например зафиксировал информационно-аналитический центр «SOCIUM», почти три четверти приднестровцев намерены участвовать в голосовании. Поступить прямо противоположно планируют всего примерно одна десятая, а не определились с позицией по этому вопросу - чуть менее одной пятой. По данным опроса того же центра, тройка лидеров президентской гонки выглядит так: Каминский /27,6 процента/, Шевчук / 26,5/, Смирнов /20,9/. Отставание остальных кандидатов от третьей позиции - более, чем значительное.
Вполне вероятно, что такая расстановка связана со сложным периодом жизни Приднестровья, в котором винят, как водится, прежде всего власть. Так, почти половина жителей республики полагает, что руководству ПМР не удается эффективно бороться с влиянием мирового финансово- экономического кризиса на национальную экономику. Положительно оценивают усилия властей лишь 5 процентов, а 46 процентов - не знают, какую дать оценку. Среди причин, мешающий решать актуальные проблемы, приднестровцы называют, в том числе, некомпетентность руководства, все пронизывающую коррупцию, отсутствие демократии и так далее.
Что думают о предстоящих выборах местные общественные организации? Ответ на это вопрос попыталось найти информагентство «Оливия-пресс», пригласив на свою площадку лидеров нескольких таких образований. Председатель Центрального координационного совета РОД «Народный Союз» Игорь Дудкевич считает неправомерным то, что «все промахи и недостатки приписываются Смирнову». Примерно такой же позиции придерживается и председатель Бендерского отделения Союза десантников Леонид Нудельман, полагая, что «кому-то очень хочется разделить народ, тем самим его ослабив».
А лидер общественного Совета города Бендеры Иосиф Герес, напомнив, что в 2006 году на референдуме народ принял решение за независимость ПМР и движение вместе с Россией, подчеркнул, что «сегодня не всем это нравится». Владимир Иванченко, председатель политсовета Приднестровской республиканской партии, отметил, что «с экранов телевизоров нам постоянно навязывают мысль о том, что Приднестровью нужно объединиться с Молдавией». По мнению же председателя григориопольского Союза защитников ПМР Сергея Новака, ситуация в республике настолько взрывоопасна и непредсказуема, что следовало бы вновь провести референдум, как в 2006 году. Высказывались и другие мнения, однако суть их была приблизительно такой же - каким быть Приднестровью после 11 декабря, как строить отношения с Молдавией и Россией, какой будет судьба переговоров по приднестровскому урегулированию, что станет с присутствием российских миротворцев в республике и так далее.
Не обходится предвыборная гонки и без скандальных моментов. Так, Центризбирком сначала не разрешил проводить экзит-полы, мотивируя это тем, что Избирательным кодексом ПМР «в течение 10 дней до голосования, а также в день голосования запрещается опубликование /обнародование/ результатов опроса общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общественного пользования /включая Интернет/». Однако на следующий же день вдруг кардинально изменил свою позицию.
Возможно, что разрешение проводить 11 декабря экзит-полы в какой-то степени связано с тем, что предыдущий запрет стали трактовать как некое свидетельство готовящихся фальсификаций результатов голосования. Ведь опросы на выходе из избирательных участков если и не дают точных итогов, все же довольно правильно обозначают общие тенденции в предпочтениях избирателей. Примечательно, что после отмены результатов президентских выборов в Южной Осетии о вероятности аналогичного сценария для Приднестровья заговорили и в республике, опять же голословно усматривая здесь «руку Москвы».
Как бы там ни было, приднестровцы, судя по социологическим исследованиям, намерены принять самое активное участие в предстоящем голосовании, причем не столько за конкретного человека, сколько за то, каким курсом идти Приднестровью в предстоящие пять лет.
| |