|
На прошлой неделе, 30 ноября, Верховный суд поставил точку. Витебских парней Коновалова и Ковалева признали виновными в теракте в столичном метро и взрывах в День Независимости в Минске и приговорили к исключительной мере наказания - расстрелу.
Этот приговор обжаловать нельзя, у осужденных остался один шанс - обратиться к президенту с просьбой о помиловании. Лукашенко уже пообещал дать ответ в ближайшее время.
После вынесения приговора представители Генпрокуратуры, КГБ и МВД устроили пресс-конференцию для журналистов. Ведь именно они занимались расследованием резонансного дела. Правоохранительные органы ответили на вопросы, которые чаще всего звучали в последнее время.
1. Как вышли на Коновалова?
Когда оперативники посмотрели записи с камер из метро, то заметили, что мужчина в черном с тяжелой сумкой в руках зашел на станции метро «Фрунзенская». Именно этот район и стали отрабатывать.
- Если вы обратили внимание, то он зашел не со стороны остановки общественного транспорта, а там, где запрещены остановки такси и всех маршрутов. Сделан обычный вывод: человек с таким весом не мог перемещаться достаточно далеко. Было принято решение специальным сотрудникам произвести розыскные мероприятия. Мы подготовили более 10 тысяч фотографий, чтобы подключить общественность к розыску данного лица, но профессионализм спецслужб позволил задержать его через 27 часов, - рассказал первый заместитель главы МВД Олег Пекарский. - Мы бы не смогли вычислить адрес, если бы человек не вышел на улицу. Все было достаточно банально. После совершения преступления они просто распивали водку, и им не хватило, было принято решение Коноваловым выйти и купить ее. После этого было принято решение входить в этот адрес. Безусловно, физическая сила была применена, потому что была угроза возможного повторения взрыва. (...) Так как «Алмаз» заходил, так он и будет заходить в таких случаях. Все разговоры о том, что милиция якобы его избивала, нам этого не нужно было делать, ведь он будет наказан по суду. (...) В среду, 13 апреля, мы хотели обратиться ко всем людям и показать эту фотографию (Пекарский демонстрирует фото террориста, когда тот вышел из метро. - Ред.). Но смогли задержать его сами 12 апреля. Его вычислили специальные сотрудники, которые из большого объема толпы могут вычленить определенного человека по приметам. Но, к сожалению, мы их никогда не увидим.
- Метод анализа систем видеонаблюдения не нов при раскрытии преступления. Террористические акты в Великобритании 2005 года были раскрыты именно с использованием этого метода. Все подозрительные лица, которые попадали в поле зрения, они расследовались нами круглосуточно и многократно, это все анализировалось, - уточнил Виктор Вегера, первый заместитель председателя КГБ.
2. Можно ли изготовить мощное взрывное устройство в подвале, где нет вытяжки?
- Сегодня открой интернет - и там расписано, как можно изготовить «кису». Есть различные технологии. Если «киса» изготавливается небольшими партиями, хранится в специальном растворе, то ее можно сделать и положить, сделать и положить. (...) Здесь нет никаких противоречий с химией. Хоть в подвале, хоть в каком-то закрытом помещении. Это возможно, - заверил первый заместитель председателя КГБ Виктор Вегера.
- Для изготовления этой взрывчатки не требуется специального оборудования, никакой специальной посуды, - добавил эксперт из криминалистического центра МВД.
3. Почему на вещах Коновалова, которые хранились в подвале, не было найдено отпечатков пальцев?
- Нельзя говорить так, что они не были найдены. Было найдено множество отпечатков пальцев, но только в кино всё раз и совпало. Во-первых, вы не забывайте, что это подвальное помещение. Во-вторых, это упаковки реактивов, которые не способствуют сохранению следов пальцев рук. Это динамические следы, то есть мазки, многочисленные наложения отпечатков друг на друга. Только исходя из этих позиций не удалось идентифицировать следы того или иного человека, - объяснил на пресс-конференции эксперт МВД.
Генпрокуратура добавила, что в подвале Дмитрия Коновалова нашли перчатки и маску, на которых сохранились его отпечатки.
4. Какой мотив у Коновалова, кроме «дестабилизации общественной обстановки»?
- Мотив здесь абсолютно понятен: человек противопоставил себя обществу. Он таким образом пытался самореализоваться. (...) Мы исследовали развитие Коновалова начиная с детского сада, там есть особенности. Он сам не отрицал, что мучения, страдания людей доставляли ему моральное удовольствие. (...) В данной конкретной ситуации произошла серьезная деформация личности Коновалова. Он перешел грань и стал монстром, которому его действия доставляют удовольствие. Другого мотива я здесь не вижу, - выразил свою точку зрения Андрей Швед, заместитель генпрокурора.
5. Есть ли у Коновалова и Ковалева заказчики?
- Нет, это 100%-ная уверенность, основанная на результате проверки следственной группы, розыскных мероприятий. Никто за ними не стоит. Не нужно искать здесь сенсации, ее просто нет, - говорит Андрей Швед. - Нет никаких сомнений, Коновалов и Ковалев - это одиночки, которые таким образом пытались реализоваться в жизни.
6. Почему на одежде, коже, волосах Коновалова не обнаружили взрывчатых веществ, если в момент взрыва он был в метро?
- Для того чтобы можно было найти микроследы после взрыва, расстояние должно быть примерно 2,5 метра. Вы сами видели по видеозаписи на каком удалении находился Коновалов. Тем более что он стоял за углом перехода. Мы исследовали не только его руки и одежду, а подногтевое содержимое, смывы с лица, ушные раковины, носовые полости. Те взрывчатые вещества, которые применялись, легко растворимы в воде. Исходя из того, что прошло длительное время с момента изготовления и задержания Коновалова, этого было достаточно для того, чтобы эти химические вещества полностью исчезли. Тут не надо ничего было делать специально, достаточно помыть руки и лицо, - объяснял эксперт МВД. - Коновалов читал о действии ударных волн взрыва и обладал какой-то информацией.
- В метро преступник изменил свое решение, ведь первоначально он хотел оставить взрывное устройство возле эскалатора, но, увидев опасность для себя, он принял решение изменить место закладки. Если бы взрывчатка была возле эскалатора, жертв было бы гораздо больше. Но он (Коновалов. - Ред.) сам хотел жить, - добавил первый заместитель главы МВД Олег Пекарский.
7. Где содержались Коновалов и Ковалев до суда?
- Если уже быть откровенными, то в СИЗО КГБ с Ковалева и Коновалова просто сдували пылинки, а ряд допросов переносился из-за того, что один приходил и говорил, что переел. Даже такие моменты были. Это рассказывается для того, чтобы вы понимали, в каких условиях они содержались. Никакого давления на них не оказывалось, - заявил Андрей Швед, первый заместитель председателя Следственного комитета.
8. Почему Коновалов на суде не сказал ни слова? Ему давали транквилизаторы, чтобы притупить реакцию?
- Никакие вещества им не давались. Они (Ковалев и Коновалов. - Ред.) содержались в СИЗО КГБ не в одиночных камерах, а в камерах общего типа. Что касается обеспечения безопасности, были приняты беспрецедентные меры для того, чтобы не допустить их возможного отравления, пищу доставляли в запечатанных упаковках, а одежда, которую им передавали, полностью перестирывалась и проходила термическую обработку. Забота была достаточно серьезная, - ответил Виктор Вегера, первый заместитель председателя КГБ.
- Я наблюдал Коновалова с достаточно близкого расстояния, - говорит Алексей Стук, который поддерживал обвинение в суде. - У меня не сложилось впечатление, что он каким-то образом был заторможен. Он не был безучастным, а, скорее всего, спокойным и инфантильным. Он просто достиг своей цели, поэтому ожидал дальнейшего развития событий. Что касается его отрешенности, то этого не было. Да, он отказался давать показания, но он абсолютно живо, очень четко реагировал на все ходатайства, и когда судья к нему обращался за выяснением его мнения по ходатайству, то он быстро реагировал и давал свой ответ.
По результатам пресс-конференции для СМИ, которая состоялась 2 декабря 2011 года, записала Катерина БОРИСЕВИЧ.
| |