|
В 1978-м году Williams тоже заняла девятую строчку в Кубке конструкторов, но тогда Алан Джонс поднялся на подиум, а команда набрала 11 очков по итогам сезона. В 2011-м Williams проиграла всем, кроме трёх новых команд - гонщики ни разу не финишировали выше девятого места, заработав лишь пять очков по новым правилам.
Команда
Гран При
Место
Очки
Лучший старт
Лучший финиш
Williams
19
9
5
7
9
Р.Баррикелло
19
17
4
11
9
П.Мальдонадо
19
19
1
7
10
Перед началом сезона ожидания были велики. Инженеры Williams с оптимизмом говорили о прогрессе в работе над компактной компоновкой задней части машины, об использовании в задней подвеске тяг вместо толкателей - как у Red Bull Racing, о накопленном опыте сотрудничества с Cosworth. Новая машина была готова к первой серии зимних тестов.
Напарником опытного Рубенса Баррикелло в сезоне 2011 года стал Пастор Мальдонадо. Гонщик из Венесуэлы, имеющий серьёзную финансовую поддержку, сменил Нико Хюлкенберга. В прошлом году немец завоевал 22 очка и поул в Интерлагосе, но команда предпочла пилота, способного оплатить выступления.
Увы, зимней тестовой программы оказалось недостаточно, чтобы решить проблемы с надёжностью – в двух первых Гран При оба гонщика не смогли финишировать из-за механических проблем. Когда они были решены, выяснилось, что FW33 серьёзно не хватает скорости – разработав множество интересных технических решений, инженеры Williams не угадали с главным трендом сезона – использованием выхлопных газов для повышения эффективности работы диффузора.
Машина уступала соперникам в прижимной силе, динамике разгона и стабильности, а особенности моторов Cosworth не позволяли оперативно разработать эффективный «выдувной» диффузор. Первых очков пришлось ждать до конца мая. Два очка в Монако, два в Канаде и одно в Спа – большего добиться не удалось.
Ещё весной подал в отставку технический директор Сэм Майкл, признав допущенные ошибки, хотя многие, в том числе и внутри Williams, говорили, что в неудачах нельзя обвинять только его. Технический штаб команды не обновлялся многие годы, в результате сотрудникам приходилось выполнять множество задач, что не позволяло сосредоточиться на деталях. Едва решались одни проблемы, как их сменяли другие, поэтому летом в Williams объявили о серьёзной реструктуризации.
Бывший конструктор McLaren Майк Кофлэн, построивший немало быстрых машин, но замешанный в знаменитом шпионском скандале, вернулся в Формулу 1 – сначала в качестве главного инженера Williams, а в октябре став техническим директором. Отдел аэродинамики возглавил Джейсон Сомервиль, Марк Гиллан получил назначение на пост главного операционного директора, а разработкой новой машины занялся Эд Вуд, кроме того, был подписан контракт об использовании в 2012-м моторов Renault – команда серьёзно усилилась, но неудачные выступления в 2011-м негативно повлияли на ход переговоров с потенциальными спонсорами. В марте команда решилась на смелый шаг, выпустив акции на биржу – осенью их цена снизилась вдвое.
Если в прошлом году Williams осложнила жизнь Нико Хюлкенбергу, затянув с продлением контракта до того момента, когда у пилота уже не осталось вариантов, то в 2011-м ветеран Рубенс Баррикелло завершил сезон, не зная, будет ли выступать в следующем году. Хотя, именно Рубенс заработал для команды четыре очки из пяти.
Фрэнк Уильямс отошел от повседневной работы, формально оставшись руководителем команды, другой легендарный совладелец – Патрик Хед сменил сферу интересов и уже не участвует в разработке FW34.
Отступать некуда – вчерашние новички зимой сделают всё, чтобы в следующем году включиться в борьбу, потеснив более опытные команды, но в этой ситуации Williams нечего терять – представители команды не раз говорили, что им придётся рисковать, чтобы добиться прогресса, способного через несколько лет вернуть команду на высокие позиции.
| |