|
Известному советскому и грузинскому режиссеру Ревазу (Резо) Чхеидзе 8 декабря исполняется 85 лет. Накануне юбилея он рассказал о репрессиях, военном детстве, дружбе с Тенгизом Абуладзе, учебе у Товстоногова, письме Эйзенштейну и «Отце солдата».
В тбилисской квартире за старым письменным столом Резо Чхеидзе переводит на русский язык свои мемуары. Книга недавно вышла на грузинском, Резо Давидович считает важным издать ее и на русском. Ведь у него два родных языка, и живет он на два города - Тбилиси и Москву. День рождения - впрочем, как и Новый год - отмечает на родине, с дочерью, сыном и внуками. Их фотографии по всему дому вперемешку с афишами фильмов.
«Хочется эмоционально быть в Москве, но традиции, знаете ли, корни тут», - говорит он.
Это кадры, снятые в октябре - Резо Чхеидзе в гостях у сестры в подмосковном Королеве. Угощает грузинским коньяком и дынями, советует есть их с солью. Вспоминает - это была одна из немногих радостей детства. В 1937 году отца будущего режиссера забрал «черный воронок». 70 с лишним лет прошло, а голос Резо Давидовича срывается при воспоминании о тех событиях.
«Это ночью происходило, когда отца арестовывали. Я пришел в школу. Зашел, женщина-директор вскочила, обняла меня и говорит - что ты, не бойся, я тут, я никому не дам что-нибудь причинить. Я это запомнил, а не этих зверей-чекистов, которые выгнали нас из этого дома», - говорит он.
Он снял 13 картин, основал киноведческое отделение в Тбилисском институте имени Шота Руставели, 32 года руководил объединением «Грузия-фильм» - это время называют «золотым веком» студии.
«Дорогой Сергей Михайлович, мы жаждем работать у вас, где, на каком посту вы нам предложите - все равно. Пускай работа будет черной, только быть с вами рядом», - зачитывает он.
С такими словами более 60 лет назад два друга-второкурсника Тбилисского театрального института - Резо Чхеидзе и Тенгиз Абуладзе - обратились к Сергею Эйзенштейну. Прославленный режиссер ответил всего через четыре дня - Резо Давидович показывает факсимильную копию письма, которое знает наизусть: «Я считаю, что эти времена Ренессанса, когда мастера учили подмастерьев, давно прошли, если вы хотите поучиться в кино, то надо поступить в институт кинематографии».
После окончания ВГИКа Резо Чхеидзе и Тенгиз Абуладзе вместе сняли свой первый художественный фильм «Лурджа Магданы». Рассказ о том, как дети выходили погибающего осла, завоевала в 1956-м приз Каннского фестиваля. Только вот режиссеры на церемонии не присутствовали.
«Мы через газету это узнали, так что в Каннах не пришлось смотреть все это. Все думали: пусть дети играются в осликов. Никто не думал о том, что картина получит такое звучание», - вспоминает режиссер.
Снятый в 1964-м «Отец солдата» - фильм о пожилом труженике-виноградаре, который идет на войну в поисках сына. Почти документальная история - в образе Георгия Махарашвили сценарист Сулико Жгенти запечатлел собственного отца. «Отец солдата» заставил плакать Брежнева, маршала Малиновского и космонавта Леонова, а Сергея Герасимова воскликнуть - «Грузины рождаются с киноаппаратом!» После просмотра картины воры-карманники приходили в милицию со словами: «Я хочу жить честно». Правда, сначала Госкино отказывалось выпускать картину в прокат. Мол, грузинские солдаты в ней изображены «комично». Еще больше чиновников возмутил этот - самый пронзительный эпизод, где герой Серго Закариадзе вступается за виноградную лозу.
Резо Чхеидзе вспоминает: со страхом ожидал премьеры, на которую должен был прийти весь высший состав советской армии.
«Они с большим интересом посмотрели - и, что не бывает на таких встречах, аплодировали. "А почему ваш министр не хочет эту картину принять?" Я говорю: "А потому что солдат бьет офицера, нарушение устава" - "Ваш министр ничего не понял. Он же не солдат, а отец. И картина называется „Отец солдата". А отец может всегда, когда сын ошибается, дать ему оплеуху! Поздравляю! Это должна посмотреть вся страна!", - рассказывает он.
Такой всенародной любви, как "Отец солдата", удостоился еще один герой Чхеидзе - старик Лука из фильма "Саженцы".
Та же любовь к родной земле заставляет его отправиться на поиски саженцев особо вкусных груш, и та же любовь к народу - отказаться от них в дороге, чтобы спасти других.
"Я смотрю на фильм, как на учебное пособие для народа. Мы собираем все лучшее от народа и потом возвращаем. Когда это получается, успех гарантирован", - объясняет Резо Давидович.
В свои 85 Резо Чхеидзе продолжает снимать, преподает, занимается благотворительностью. Вот и сейчас регулярно ходит на студию, готовит к прокату свой новый фильм "Свеча с гроба Господня" - еще одну притчу о гуманизме и милосердии.
| |