|
В Израиле всё чаще звучат заявления о «высокой вероятности» военного удара по Ирану. Между тем, атака на Иран чревата большой ближневосточной войной
Ситуация вокруг Ирана близка к точке кипения. В Израиле всё чаще, причём из уст первых лиц страны, звучат заявления о «высокой вероятности» военного удара по Исламской Республике. Об этом говорили и президент Шимон Перес, и премьер Биньямин Нетаньяху, и министр обороны Эхуд Барак. Начальник генштаба Армии обороны Израиля - ЦАХАЛ - генерал-лейтенант Бени Ганц не исключил, что воевать еврейскому государству придётся сразу на нескольких фронтах, ибо Сирия, а также палестинские террористические организации ХАМАС, «Исламский джихад», «Комитеты народного сопротивления», «Армия ислама» обязательно поддержат Тегеран и атакуют Израиль. Таким образом, атака на Иран чревата большой ближневосточной войной.
Иранские аятоллы обещают разбомбить Турцию, члена НАТО, если авиация Израиля, Соединённых Штатов или какой-либо западноевропейской страны атакует объекты в Иране, связанные с технологией разработок ядерного оружия. Командующий ВВС и военно-космическими войсками Корпуса стражей исламской революции - КСИР - бригадный генерал Амир-Али Хаджизаде подтвердил вероятность такого развития событий в случае вмешательства Анкары в ситуацию в Сирии на стороне противников Башара Асада. В свою очередь, сирийцы, не стесняясь показать себя иранскими сателлитами, привели в полную боеготовность войска на границе с Турцией, навели свои ракеты на Анкару и Стамбул.
Последний доклад МАГАТЭ уличил Иран в несомненной военной направленности его ядерной программы. В отчёте отмечается, что иранские ядерщики подошли гораздо ближе к созданию неконвенционального оружия, чем считалось на Западе. Из секретного приложения к отчёту следует, что бывший гендиректор МАГАТЭ египтянин Мохаммед Барадеи утаивал сведения об истинном состоянии иранского атомного потенциала. Западные аналитики не исключают, что Барадеи получал от Тегерана определённую мзду за молчание.
Согласно другой версии, бывший президент Египта Хосни Мубарак лично просил Барадеи преуменьшать масштабы ядерных приготовлений Тегерана к войне, чтобы не волновать Лигу арабских государств, и особенно Саудовскую Аравию, не менее Израиля обеспокоенных попытками Исламской Республики войти в клуб ядерных военных держав.
В Иерусалиме, Вашингтоне и Лондоне основные положения доклада были известны ещё до его публикации, и поэтому военное руководство этих стран провело серию совместных консультаций. В Израиле с тайным визитом побывал начальник Генерального штаба британской армии генерал Дэвид Ричардс. В начале ноября с ответным визитом в Лондон отправился Эхуд Барак.
Израильская газета «Маарив» и лондонская «Гардиан» одновременно сообщили о секретных приготовлениях Британии и Израиля к атаке на Иран. В данном случае спешка объясняется полученными британской разведкой сведениями, согласно которым Тегеран в течение ближайших десяти-двенадцати месяцев способен укрыть большинство ядерных объектов в подземных бункерах, практически неуязвимых для обычных ракет и бомб.
Верховный лидер Ирана Али Хаменеи и президент Махмуд Ахмадинежад постоянно обещают «стереть Израиль с карты мира». Если тегеранские аятоллы получат в своё распоряжение ядерное оружие, то могут и не избежать соблазна применить его против Израиля и лидера арабского суннитского мира Саудовской Аравии. Затем наступит черёд других стран, ибо аятоллы не скрывают своего желания переиначить весь подлунный мир. Израилю, скромному по территории и населению государству, приходится рассчитывать только на упреждающий удар по своему главному врагу.
Полковник в отставке Янив Рохов, проработавший много лет в аналитическом отделе министерства обороны Израиля, в беседе с корреспондентом «Эхо» заметил, что «при бомбардировке ядерных объектов в Ираке в 1981 году и в Сирии в 2007-м ЦАХАЛ использовал эффект внезапности, который сегодня в отношении Ирана вряд ли возможен». Рохов считает «домыслами» сообщения о якобы уже принятом политическим и военным руководством страны решении нанести по Ирану удар с воздуха.
Если же говорить об американцах, то, убеждён Рохов, те пойдут на военную акцию против Тегерана, только заручившись поддержкой Лондона. Не исключено, что к воздушной атаке на Иран примкнёт и Франция. В этом случае участие израильтян будет признано нежелательным. Ведь если Израиль останется в стороне, то антииранскую операцию открыто смогут поддержать Саудовская Аравия, Кувейт и большинство государств суннитского мира. Похожая ситуация сложилась в 1991 году, когда США и ряд арабских стран выступили против саддамовского Ирака, оккупировавшего Кувейт. Тогда Вашингтон, возглавив операцию «Буря в пустыне», просил Иерусалим ни в коем случае не отвечать ударом на бомбардировку территории Израиля иракскими «Скадами», чтобы не разрушить американо-арабскую коалицию.
С Янивом Роховом согласен авторитетный израильский обозреватель Реувен Педацур. Имея в виду иранский кризис, он пишет в газете «Гаарец»: «Единственная возможность изменить ситуацию - военное вмешательство Вашингтона. Только Соединённые Штаты обладают достаточной военной мощью, способной пресечь развитие иранской ядерной программы». По мнению Педацура, успех американцам гарантирует тот факт, что у них намного больше, чем у израильтян, бомбардировщиков и крылатых ракет. Кроме того, в странах, непосредственно граничащих с Ираном, США имеют значительное количество авианосцев и военно-воздушных баз. Кто или что остановит аятолл?
Однако в случае атаки на иранские ядерные объекты США не смогут остановиться на полпути. И здесь уже не важно, американцы нанесут удар первыми или израильтяне. Если воздушные атаки не активизируют внутреннюю оппозицию в Иране и в республике не произойдут политические изменения, в результате которых аятоллы окажутся отстранёнными от власти, перед Америкой встанет трудный выбор: продолжать ли боевые действия против фундаменталистского режима или посчитать задачу выполненной. Потому что ущерб, нанесённый массированными бомбардировками иранским заводам, которые производят ядерные составляющие, задержит дальнейшие работы в этой области только на два-три года. И здесь совершенно прав Реувен Педацур, заканчивающий свою статью предложением: «Трудно поверить, что Обама, чья армия ведёт две войны на Ближнем Востоке - в Ираке и в Афганистане, втянет свою страну в третью войну». Следовательно, бомбовыми ударами, как и в случае Югославии в 1999 году, американцы могут и ограничиться.
Лидеры Израиля, заявлявшие о нарастании военной конфронтации с Ираном, при этом неоднократно повторяли, как мантру, древнюю пословицу: «Байам еш арбэ дагим». Что в буквальном переводе означает: «В море ещё много рыбы». Иными словами, на атаке свет клином не сошёлся, можно пока использовать другие методы.
Однако сегодня ужесточение антииранских санкций выглядит проблематично из-за позиции в Совете Безопасности ООН России и Китая, которых активно поддерживает Индия. Бывший юридический директор произраильского лобби AIPAC - Американо-израильского комитета по общественным связям - Дуглас Блумфельд пишет в статье «Опасность политики угроз», опубликованной в газете «Иерусалем пост»: «В израильском правительстве полагают, что угрозы из Иерусалима вкупе с отчётом МАГАТЭ побудят Москву и Пекин занять более жёсткую позицию в отношении иранского режима».
Но и позицию США до конца последовательной назвать нельзя. Так, американцы не рассматривают возможность введения санкций против нефтегазовой промышленности Ирана, поскольку такие действия, по мнению Вашингтона, могут привести к резкому росту цен на нефть.
Видный израильский востоковед, дипломат и военный эксперт Йорам Этингер считает международные санкции против Ирана, государства, недостаточно интегрированного в западное сообщество, не вполне действенными. Этингер приводит в пример ЮАР в период правления там белого меньшинства.
| |