|
Экологи из Всемирного фонда дикой природы (WWF) составили список законопроектов, которые Госдуме шестого созыва следовало бы рассмотреть в обязательном порядке. Они выбрали 5 законодательных инициатив, которые требуют скорейшей доработки и принятия.
На первом месте в своем списке они поставили поправки к закону «Об особо охраняемых природных территориях». Этот законопроект принят в первом чтении. По мнению экологов, проект был доработан и сейчас он уже значительно лучше. Но у них все равно есть ряд принципиальных возражений. В частности, они касаются порядка преобразования заповедников в национальные парки и изменения границ заповедников.
Дальше следуют поправки к законам «О континентальном шельфе РФ» и «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ». Здесь речь идет о защите от нефтяного загрязнения. По мнению экологов, текст инициативы, которая предлагается в этой области, нужно переписать практически полностью.
Руководитель программы WWF России по природоохранному законодательству Екатерина Хмелева рассказала Вестям.Ru, что именно надо изменить в этом законопроекте, разработанном по поручению президента РФ Дмитрия Медведева.
«Само поручение возникло потому, что общественные организации, экологи и бизнес-сообщество нефтяное уже давно говорили о том, что необходимо разработать соответствующее законодательство. Потому что угроза очень большая. И нами была разработана концепция закона о нефтяном загрязнении», - отметила Екатерина Хмелева. Думский комитет по природным ресурсам тоже разработал свою концепцию.
Свою версию разработало и Министерство природных ресурсов РФ. В этой редакции закон и приняли в первом чтении. Однако согласно поручению президента нужно было учесть и вариант, предложенный профильным комитетом Госдумы, подчеркнула Екатерина Хмелева. По ее словам, вариант Минприроды предлагает внести в два действующих законы одинаковые статьи, которые и так уже есть в нашем законодательстве. Речь идет о нормах, которые регулируют разработку планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти.
«Мы согласны, что это должно быть, но это только один момент, который и так на каком-то уровне регулируется. Там есть попытка создать механизмы какого-то финансового регулирования. Но как показывает наш анализ, они не просто недостаточны, они обременительны для компаний и неэффективны», - пояснила представитель WWF. По ее словам, принятый в первом чтении законопроект имеющиеся проблемы не решает, особенно если говорить о разливах нефти в холодных морях, где ликвидировать их гораздо сложнее, чем в теплых.
В WWF подчеркивают: в Арктической зоне РФ должны быть установлены особые режимы природопользования. Согласно поручениям президента РФ, эти режимы должны допускать добычу нефти в ледовых условиях только если у операторов есть проверенные методы ликвидации разливов нефти подо льдом.
По мнению экологов, закон должен регулировать нефтедобычу на море от начала и до конца. Начиная с самого планирования этой деятельности, и заканчивая методами ликвидации загрязнений. Кроме того, экологи предлагают создать специальный фонд, средства из которого выделялись бы на ликвидацию нефтяных разливов. Деньги туда отчисляли бы нефтедобывающие компании с каждого барреля добытой нефти. Таким образом, в случае ЧП вся финансовая нагрузка ложилась бы не на государственный бюджет и не на какую-то одну компанию. По словам Екатерины Хмелевой, по такому пути идут европейские страны и США.
В списке WWF находятся также законопроекты, касающиеся экологической экспертизы и внедрения хозяйствующими субъектами природоохранных технологий. Что касается закона, который поощрял бы компании, использующие новейшие технологии, то он экологов, в целом, устраивает. Но многие формулировки они считают очень общими и обтекаемыми. Эффективность закона будет сильно зависеть от нормативно-правовых актов, которых примут в дополнение к нему, считают в WWF.
Экологи также призывают к скорейшей ратификации двух международных конвенций - Охрусской и Конвенции Эспо. Первая посвящена доступу общественности к экологической информации, участию в принятии экологических решений и доступу к правосудию. Вторая касается оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.
На вопрос о том, почему именно эти инициативы нужно принимать как можно быстрее, Екатерина Хмелева ответила: «Это то, на что уже есть не просто политическая воля высшего руководства, а уже намечены определенные направления развития законодательства. Мы считаем, что они должны быть доведены до конца».
| |