Информацию в рекламе и на упаковках продукции будут проверять более тщательно. Опубликованным вчера законопроектом предлагается предоставить Антимонопольному комитету (АМКУ) право изымать образцы товаров для экспертизы. Сейчас такие проверки на основании жалоб покупателей проводит Госинспекция по защите прав потребителей, а АМКУ в случае принятия закона сможет реагировать на жалобы конкурентов.
Текст правительственного законопроекта «Об усовершенствовании мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией» N9553 вчера был размещен на сайте Верховной рады. Документ содержит порядок изъятия из розничной торговли образцов товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих для проведения экспертизы.
Причиной разработки документа послужило увеличение количества нарушений законодательства о защите от недобросовестной конкуренции, утверждается в пояснительной записке. Речь идет о случаях предоставления информации, которая вводит потребителей в заблуждение, уточнил «Ъ» первый зампред АМКУ Рафаэль Кузьмин. «Например, производитель пишет на продукции, что это сливочное масло, но на самом деле это спрэд. Одним из способов доказать это является отбор образцов продукта и проведение исследования»,-- отметил он. Комитет будет отбирать образцы и проводить экспертизу за счет средств госбюджета. Но если в ходе проверки будут установлены нарушения, производителю придется возместить расходы.
Почему такие полномочия предлагается предоставить именно АМКУ, пока непонятно, ведь сейчас подобные проверки проводит Госинспекция по защите прав потребителей, отметила пресс-секретарь инспекции Анна Максимчук. «В следующем году на эти цели будет выделено 24 млн грн. Неясно, чем действия АМКУ будут отличаться от наших»,-- говорят в пресс-службе. Но некоторые отличия все же есть - АМКУ сможет реагировать самостоятельно или на основании жалоб компаний, если их конкуренты используют неправдивую информацию в своей рекламе, говорит юрист юрфирмы «Ильяшев и партнеры» Александр Фефелов. А госинспекция проводит проверки на основании жалоб потребителей или по собственной инициативе.
Последний публичный конфликт между крупными компаниями произошел весной этого года - лидер пивного рынка «САН ИнБев Украина» потребовал в суде запретить демонстрацию рекламы своего конкурента «Першой приватной броварни» (ППБ). В рекламных материалах заявлялось, что в ППБ не используют при производстве пива порошки. Это, по мнению производителя, наносило вред репутации остальных компаний (см. «Ъ» от 13 мая). Позже суд закрыл дело, после того, как ППБ убрала ролик из телеэфира.
Вместе с тем, говорит гендиректор маркетингового агентства BrandAid Валентин Перция, прямое сравнение с конкурентами в рекламе не используется - это запрещено законодательством. «АМКУ есть что проверять по самой продукции. Потребителям и компаниям это должно пойти на пользу»,-- считает он. Случаев нарушений очень много, отмечает Александр Фефелов: «Например, производитель утверждает, что его товар по каким-то критериям лучше остальных, а это не так. Или же на упаковке шоколада могут указать, что продукт содержит 70% какао, а на самом деле там вообще нет этого ингредиента. Или ненатуральное вино преподносится как натуральное».
Любопытно, что это уже второй законопроект за последние несколько недель, расширяющий полномочия АМКУ. В конце ноября Кабинет министров внес в парламент проект закона, которым предлагается предоставить комитету право доступа на предприятия, изъятия документов и опечатывания помещений (см. «Ъ» от 30 ноября). Сейчас у АМКУ нет эффективных рычагов влияния на бизнес - из 485 млн грн штрафов, назначенных за последние девять лет, компании уплатили только 4%.
Елена Синицына
Все новости о товарах