|
Один лишь голос хищника приносит так много беспокойства его жертвам, что их плодовитость уменьшается почти наполовину.
Простое присутствие хищника уменьшает численность потомства у его жертв. Хищнику даже не нужно нападать - сам звук его голоса обеспечивает несчастным необходимый стресс, который сказывается на их потенции. Зоологи из Университета Западного Онтарио (Канада) экспериментировали с популяцией американских певчих зонотрихий (Melospiza melodia): учёные огораживали участок с птицами, чтобы хищники не могли проникнуть к ним, и ставили внутрь ограждения динамики. Через динамики транслировали как безобидные голоса (тюленей, гусей и др.), так и позывные хищников (енотов, ястребов, сов). Эксперимент занял 130 дней; психологическая обработка птиц шла в режиме «4 дня слушаем - 4 дня отдыхаем»; записи воспроизводились круглосуточно каждые несколько минут.
Как ожидалось, в первую очередь психологическая атака отразилась на поведении самок. В ответ на крики хищников они начинали вить гнёзда в более труднодоступных местах, в гуще ветвей. При этом больше времени тратили на меры предосторожности и меньше - на добывание пищи. Они откладывали меньше яиц, очевидно, из-за стресса и недоедания. А когда птенцы появлялись, матери оказывали им меньше заботы: так, за кормом самка вылетала всего 8 раз вместо обычных 11, а удалялась на вполовину меньшее расстояние, чем обычно. И вот результат: численность оперившегося потомства, готового покинуть гнездо, у стрессированных самок была на 40% меньше, чем у тех, кто слушал голоса безобидных животных.
Результаты исследования представлены в журнале Science.
Авторы подчёркивают, что это едва ли не первая работа, в которой сделана попытка оценить чисто «психологические» аспекты взаимоотношений хищника и жертвы. Из этого, в частности, следует несколько важных практических выводов. Например, когда в Йеллоустонский национальный парк в 1995 году подселили волков, чтобы они помогли в регулировании поголовья лосей, эту инициативу подвергли критике. Лосей в заповеднике развелось слишком много, так что они стали по-настоящему вредить растительности, и их численность после появления волков и впрямь сократилась наполовину. Но, по словам скептиков, волков в парке слишком мало, чтобы оказывать такое серьёзное влияние на численность травоядных, и уменьшение их численности, скорее всего, произошло по другим причинам.
Однако в свете полученных результатов становится ясно, что волкам, да и вообще хищникам, вовсе не обязательно напрямую истреблять свою добычу, достаточно просто её пугать. В этом смысле экологам следует пересмотреть как представления о взаимоотношениях между хищниками и жертвами внутри экосистем, так и способы регуляции численности тех или иных видов с помощью их естественных врагов.
Подготовлено по материалам Университета Западного Онтарио.
| |