|
План спасения еврозоны, на который Франция и Германия возлагали колоссальные надежды, провалился и, похоже, еще больше разобщил Европу.
И, как это уже бывало, благодаря британцам. Лондон, даже рискуя оказаться в евроизоляции, категорически отказался одобрить реформы. В итоге, новое бюджетно-налоговое объединение будет создано внутри Евросоюза, и в него пока войдут 17 из 27 стран. Аналитики снова заговорили о расколе ЕС.
Время на сон повесткой не предусмотрено: к камерам в Брюсселе президент Франции Николя Саркози вышел в половине шестого утра. Переговоры еще не закончены, но «план Меркози» уже провалился. Великобритания наотрез отказалась участвовать в предложении Парижа и Берлина реформировать систему надзора за финансами Евросоюза. Дэвид Кэмерон еще бодрится, а Николя Саркози уже не до шуток.
«Что касается наших разногласий с британскими друзьями, Кэмерон попросил того, что мы все считаем абсолютно неприемлимым: протокол в договоре, который исключал бы Великобританию из нескольких правил финансового контроля. Мы считаем, что часть мировых проблем - это как раз недостаток регулирования, европейского регулирования. Если бы мы сделали исключения для Лондона, это стало бы для нас шагом назад», - подчеркнул президент Франции Николя Саркози.
В итоге 17 стран Еврозоны договорились ужесточить контроль за бюджетным дефицитом в обход ключевых документов ЕС, увеличить размер европейского стабфонда до 500 миллиардов евро и выделить еще 200 миллиардов в распоряжение МВФ для уже мировой подушки безопасности. Утром стало известно, что невыспавшиеся лидеры решили отменить еще и рабочий ланч, чтобы как можно быстрее вернуться за стол переговоров. Ангела Меркель перед журналистами старалась выглядеть бодро и излучать оптимизм: все же биржи уже открылись.
«Я очень рада результату, потому что мы смогли избежать слабого компромисса для еврозоны. Все в мире хотят видеть, что мы научились на ошибках прошлого, что уверенность растет и влияние европейских институтов растет, что создаются новые возможности для поддержания порядка в нашем общем доме», - заверяла собравшихся в Брюсселе коллег федеральный канцлер Ангела Меркель.
Лондон остался в изоляции: все, кроме Британии, страны с национальными валютами пообещали присоединиться к пакту еврозоны, как только проконсультируются со своими парламентами. Теперь дело за европейскими юристами: им надо решить, как на бумаге провести реформы без голоса англичан. Возможно, это будет серия межправительственных соглашений.
«Мы никогда не вступим в еврозону и мы никогда не отдадим ту часть суверенитета, которую отдают наши коллеги ради более тесного фискального союза. Так что они будут делать это как-то иначе, не в рамках конституции ЕС», - заявил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон.
Законодательно оформить новые договоренности решили к марту следующего года. Европейские рынки, судя по котировкам, пока готовы ждать. А вкладчики уже нет: состоятельные европейцы массово переводят капиталы в Германию, там насчитали уже 15 миллиардов евро от небанковского сектора. И это при том, что во время вчерашнего стресс-теста именно германские банки показали себя хуже всего.
Единственный пункт сегодняшней повестки, с которым уже согласились все члены - это прием в Европейский Союз Хорватии. Это значит, что с 2013 года стран в нем станет 28. И всем придется считаться с еще одним голосом. Хотя уже сегодня очевидно: европейский принцип консенсуса в принятии ключевых решений остался в прошлом, а на карте континента наметился раскол где-то в районе Ла-Манша.
| |