|
Россия, когда-то ведущая мировая авиационная держава, лидирует в статистике аварийности - за этот год разбились 9 коммерческих самолетов, в одной из катастроф погибла целая хоккейная команда.
По количеству катастроф и жертв с поправкой на объемы перевозок в этом году Россия обошла другие страны с долгосрочными проблемами в авиации, в том числе Конго и Индонезию, пишет The Wall Street Journal
Восемь из девяти катастроф этого года произошли с самолетами, выпущенными еще во времена СССР. Впрочем, считают эксперты, проблема не столько в устаревающей технике, сколько в пробелах в регулировании, несоответствии малых перевозчиков предъявляемым требованиям, плохом обучении пилотов и несоблюдении ими норм безопасности. Существует также проблема фальсификации документов и контрафактных запчастей, отмечает The Wall Street Journal.
После нескольких катастроф в начале прошлого десятилетия Россия, казалось бы, добилась успехов в повышении безопасности перелетов. Это общемировая тенденция - главной причиной снижения по всему миру числа авиакатастроф является то, что в большинстве крупных государств ужесточили отношение к нарушениям безопасности, как для собственных, так и для иностранных авикомпаний. С середины 2000-х годов крупнейшие перевозчики России добровольно перешли на международные стандарты, что часто является необходимым условием для выполнения зарубежных рейсов.
В 2006 году Аэрофлот стал первой российской авиакомпанией, прошедшей аудит эксплуатационной безопасности ИАТА (IOSA - IATA Operational Safety Audit). В 2007 году аудит на соответствие стандартам IOSA впервые прошла компания «Трансаэро».
К 2009 году в стране не было катастроф с человеческими жертвами, пишет The Wall Street Journal. Но с тех пор количество аварий растет вместе с увеличением общего числа перелетов, а борьба за повышение безопасности полетов в значительной мере обходит стороной внутренних авиаперевозчиков. И даже крупным игрокам с трудом удается поддерживать дисциплину по всей структуре бизнеса.
Россия обладает ноу-хау в сфере безопасности авиаперевозок, ведь СССР занимал позиции одной из ведущих аэрокосмических держав. Тем не менее, этим опытом пренебрегают не очень крупные перевозчики и удаленные регионы, где контроль Москвы и влияние международных требований по-прежнему ограничено, отмечает издание.
Многие иностранные компании, отправляющие сотрудников на удаленные российские месторождения или добывающие предприятия, запрещают им пользоваться услугами большинства российских авиалиний или летать самолетами российского производства, пишет The Wall Street Journal. Некоторые требуют, чтобы между соседними российскими городами их работники летали не напрямую внутренними рейсами, а через международные аэропорты в Вене или Хельсинки.
На внутреннем рынке России компании работают по национальным стандартам, уступающим нормам международного регулирования, которому должны соответствовать российские международные линии.
Глава Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина считает, что не должно быть «двойных стандартов» для российских компаний, выполняющих внутренние рейсы и работающих на международных направлениях.
Опыт других стран показывает, какие необходимы шаги для преодоления этих проблем. Нигерия, которая шесть лет была в числе стран с самыми высокими показателями аварийности полетов, добилась большого прогресса благодаря совместным государственным и международным усилиям.
Китай трансформировал свою отрасль девять лет назад после серии катастроф. Чтобы контролировать стремительно растущую авиацию, Пекин укрепил существующие нормы безопасности, принял более строгие международные стандарты и резко затормозил расширение отрасли, пригрозив даже заблокировать импорт самолетов, пишет The Wall Street Journal. Были приглашены иностранные эксперты по обучению пилотов, контролеры и инспекторы. За два года Китай вышел в лидеры авиационной безопасности.
После сентябрьской авиакатастрофы в Ярославле, где погиб весь состав ХК «Локомотив», президент России Дмитрий Медведев потребовал радикально сократить количество действующих в России авиакомпаний в самые короткие сроки, Минтранс предложил разделить авиакомпании по видам перевозок. МАК рекомендовал укрупнять региональных авиаперевозчиков путем слияний.
Благодаря появлению более совершенных самолетов с современным оборудованием авиация стала намного надежнее. Но необходимо, чтобы весь мир наверстывал отставание, чтобы для миллионов авиапассажиров в год риск перелетов за пределами воздушного пространства западных стран снизился, говорят эксперты.
Уровень безопасности полетов - далеко не универсальный показатель. Распространенное утверждение о том, что самолеты - самый безопасный вид транспорта, очень относительно. Ранее на основе данных консалтинговой компании Ascend эксперты подсчитали, что для 25 авиаперевозчиков мира с максимальным пассажиропотоком смертность за 10 лет составляет 1 на 13,2 млн человек. Погибли 0,000008% пассажиров, летевших рейсами этих компаний. Но статистика многих других из сотен авиаперевозчиков, выполняющих полеты ежегодно, вызывает опасения.
За последние 40 лет уровень авиационной безопасности вырос в Западной Европе и Северной Америке. В Африке не только не было улучшения, напротив, наблюдалось ухудшение. Высокие показатели аварийности и в Латинской Америке, и в странах бывшего СССР.
| |