|
Во вторник в Польше пройдут памятные мероприятия, посвященные введению в стране 30 лет назад военного положения. В преддверии даты принявший это решение генерал Войцех Ярузельский в эфире местного радио в воскресенье извинился за данный шаг, но признал, что в аналогичной ситуации сделал бы то же самое.
«Это решение было обусловлено необходимостью. Если бы сегодня я оказался в аналогичных обстоятельствах, то сделал бы то же самое», - сказал он. «В моей долгой жизни было много очень трудных моментов, но этот был особенно драматичным. Ему предшествовали месяцы, недели и дни нагромождения внутренних и внешних угроз, терзаний повседневной жизни польских семей, общества. В этой ситуации военное положение стало спасением от большой катастрофы», - добавил Ярузельский.
По его словам, несмотря на то, что военное положение «было меньшим злом», оно стало «большим шоком, привело к различным болезненным и тревожным последствиям для общества». «Я это понимаю и уже в который раз прошу прощения у всех, кто столкнулся с несправедливостью и злом», - заключил генерал.
Военное положение было введено в Польше в ночь с 12 на 13 декабря 1981 года. Спецслужбой Польской народной республики были арестованы и интернированы около трех тысяч оппозиционных деятелей, включая почти всех членов руководства профсоюза «Солидарность», а также его лидера и основателя Леха Валенсу. В города были введены войска, установлена цензура телефонных переговоров и почтовой корреспонденции. Временно были закрыты почти все газеты, за исключением общенациональной газеты «Трибуна люду» и военной газеты «Жолнеж вольнощи».
Выяснение обстоятельств этого исторического события началось еще в 1989 году, но до сих пор не завершено. Главный обвиняемый по делу, Войцех Ярузельский, решением суда уже не участвует в этом процессе в связи с состоянием здоровья 88-летнего генерала. Два года лишения свободы условно все еще могут получить 85-летний бывший глава МВД Чеслав Кищак, а также 83-летний бывший лидер коммунистической партии Станислав Канне за участие в «преступном союзе вооруженного характера с целью совершения преступлений».
| |