|
На собрании по вопросу русских школ Михаил Кылварт говорил, что в качестве крайней меры город может использовать возможность перевода части муниципальных гимназий на уровень частных, но это не значит, что школы станут платными. Кылварт прокомментировал свое заявление в интервью DzD.ee.
Правительство аргументирует необходимость перехода русских школ на эстонский язык обучения нехваткой средств, в Эстонии уже более десяти лет не готовят учителей для русских школ. Если русская школа сохранится, где брать учителей?
В государстве направление финансов определяется политическим приоритетом. Если государство изыскивает возможности в мирное время увеличить финансирование Министерства обороны на 20%, это значит, что у государства ресурсы все-таки есть.
Если говорить об уровне местных самоуправлений, у них тоже есть свой ресурс и есть возможность регулировать гимназическую сеть. В Таллинне, по крайней мере, есть ресурс, чтобы направить его на подготовку учителей.
Наша страна небольшая, и количество учителей, которое нам понадобится в будущем, не является критическим. Тем более, что кто-то хочет, чтобы их дети учились на эстонском языке - и я считаю, это нормальный выбор родителей. Кто-то хочет, чтобы дети учились в другой стране - такая тенденция, к сожалению, тоже сейчас присутствует. В конечном итоге тот ресурс, который должен быть задействован для сохранения образования на русском языке, не является катастрофически большим.
Представляло ли НКО «Русская школа Эстонии» правительству в ответ на заявление «денег нет» какую-нибудь экономическую аргументацию реальности сохранения русской школы с выкладкой прогнозируемых затрат на зарплату учителям, перевод на русский язык учебников, методические материалы, содержание школьных помещений и прочее?
Это задача не общественных объединений, а государства - находить возможность и реализовывать те права, которые дают законы и конституция. Говорить от лица государственных представителей, министров, что мы не даем вам возможность реализовывать ваши права, потому что у нас не хватает денег - с таким же успехом можно заявить, что мы не будем платить пенсии, потому что это экономически невыгодно. Вы можете привести экономическое обоснование выплатам пенсий?
Вы сказали, что есть возможность перевести часть муниципальных школ на частный уровень. Кто будет финансировать, если эти школы не будут платными?
Если вы знаете закон, у нас финансирование частных и муниципальных гимназий происходит по одной схеме - и государство дает свой вклад, и муниципальные самоуправления. Государство - это т.н. «подушное финансирование», муниципальное самоуправление - финансирование деятельности. То есть у нас сейчас частные гимназии получают столько же денег, сколько и муниципальные, плюс к этому они еще собирают деньги от родителей.
Вы рассчитываете привлечь частных лиц, т.н. русскую элиту, для поддержки русских школ?
Это запасной вариант, потому что государство должно быть заинтересовано в реализации прав, которые оно само же и дает посредством законов и конституции. Оно должно быть заинтересовано в образованной молодежи представителей меньшинства.
Но если в конечном итоге государство откажется, то местное самоуправление вынуждено будет само способствовать реализации этих прав. Я уверен, что если эта схема заработает, у нас в обществе обязательно найдутся люди, в том числе, я надеюсь, и среди русских бизнесменов, которые захотят финансировать эту школу. Но повторюсь - критической необходимости в дополнительных источниках финансирования сейчас нет. Исходя из закона, частные гимназии финансируются по такой же схеме, как и муниципальные гимназии.
В нашей стране, по Вашему мнению, есть русская бизнес-элита?
Бизнес и бизнес-элита - не совсем моя сфера деятельности и сфера общения. Но я уверен, что у нас есть люди, у которых есть понятие гражданской ответственности и заинтересованности. Но сейчас надо делать то, что мы считаем нужным, исходя из имеющихся ресурсов.
Сколько попечительских советов русских школ подали заявления на продолжение обучения на русском языке?
В Таллинне 10 русских гимназий из 23.
| |