|
Фестиваль неигрового кино «Артдокфест» в Москве подвел итоги работы и раздал награды. Главный приз получила дебютантка Мадина Мустафина за фильм «Милана» о судьбе маленькой девочки, живущей где придется с родителями-алкоголиками. Кроме того, на фестивале прошло вручение Национальной премии «Лавр»
В этом году даже самые верные зрители «Артдокфеста» иногда отвлекались от фестиваля, участвовали в другом, реальном кино - на московских площадях. Поствыборное бурление, как ни странно, заставило иначе посмотреть на многие фильмы конкурса. «Другой Челси. История из Донецка» Якоба Пройсса стала рассказом о том, как партийные функционеры теряют связь с реальностью. «Когда жизнь была другой» Юрия Бурака оказалась детективной историей о потерянном советском счастье, когда все были вместе и чувствовали свою нужность. В фильме «Горький вкус свободы. Анна Политковская» Марины Голдовской и вовсе, как выяснилось, ключевое слово не «горечь», а «свобода». Слова Политковской о российской демократии, которая, как надеялась Анна, «выйдет на Майдан», в поствыборную московскую неделю не выглядели прекраснодушными глупостями. Но гран-при «Артдокфеста» получил фильм «Милана» Мадины Мустафиной, который не связан никакой злобой дня с текущим моментом, хотя много о нем говорит. Двадцатидвухлетней дебютантке достался и приз «Новой газеты» за лучший дебют - полмиллиона рублей. Маленькая Милана - бомж, живет с родителями-алкашами в лесу. Это простая и светлая - несмотря на мат, драки и водку - жизнь, а сама Милана - не то Маугли, не то Кристофер Робин - смотрит на копошащихся то пьяных, то похмельных родителей с любовью и умилением. Но самое удивительное в этом жестком и нежном фильме - способность режиссера быть невидимкой для всех, кроме самой Миланы. Иногда возникает жутковатое ощущение, что камера, а вместе с ней и зритель - это воображаемые друзья Миланы, не более того. «Когда испытываешь страсть к тому, кого снимаешь, - объясняет Мадина Мустафина, - погружаешься в экранчик камеры до такой степени, что перестаешь чувствовать свое тело, не чувствуешь уставшую правую руку с камерой, ничего нигде не чешется - существуешь только в экранчике. Когда ты не чувствуешь своего тела и своего присутствия, герой тоже не замечает тебя, а когда не хочешь того, кого снимаешь, впасть в экранчик не удается». Фильм-победитель уже показан по телеканалу «24ДОК», накануне фестиваля прошедшему переформатирование. Правда, весь мат был «запикан», так что получилась совершенно другая картина - но и она пропищала детскую правду о сегодняшнем дне. Приз за лучший полнометражный фильм получил Владимир Козлов за комедию российского абсурда «Гагаринленд», специальный приз достался фильму «900 дней» Йессики Гортер о блокаде Ленинграда, а диплом «Артдокфеста» получил Влад Резниченко за историю романтика в равнодушной провинции, «Остановите поезд (Все будет зашибись)». В оригинале последнее слово звучало, конечно, не так печатно. На закрытии «Артдокфеста» по уже сложившейся традиции объявили и лауреатов Национальной премии «Лавр», вручаемой за документальные телевизионные и кинофильмы. Александра Сокурова наградили «Лавровой ветвью» за вклад в кинолетопись. Приз за лучшую картину достался чукотской саге Алексея Вахрушева «Книга тундры. Повесть о Вуквукае - маленьком камне». Это очень красивое (именно так представил его перед внеконкурсным показом глава оргкомитета фестиваля Виталий Манский) кино о семействе чукотских оленеводов и 72-летнем предводителе клана. Фильм, может быть, излишне литературный - он разбит на «главы», закадровый текст об «оленных людях», начитанный актером Алексеем Петренко, предельно серьезен. В финале эта суровая этнографическая поэма полностью уходит от неигрового кино, поворачивая время вспять самым простым телевизионным способом: при помощи монтажной склейки. Сам Алексей Вахрушев видит в Вуквукае героя эпического масштаба, чукотского короля Лира, героя, «который способен на самостояние. Ведь Вуквукай противостоит разрушению своего мира... Потому у фильма такое построение и такой финал с поворотом времени вспять, когда Вуквукай "воскрешает" свой начавший исчезать мир. Разве это не актуально: сохранить от распада все, что тебе дорого?» Приз имени Андрея Разбаша - лучшему продюсеру - «Артдокфест» отдал классику российской документалистики Марине Разбежкиной. Можно было бы вручить еще и приз «лучшему учителю», если бы таковой был предусмотрен: лауреаты «Артдокфеста» Мустафина и Резниченко - выпускники Школы документального кино, которую основала и руководит Разбежкина.
Автор: Ксения Рождественская
| |