|
Одна из самых знаменитых танцевальных компаний мира - Нидерландский театр танца (НДТ) - выступает на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В программе гастролей три балета - «Студия 2», «Боги и собаки» и «Кактусы».
НДТ базируется в Гааге, а мировую известность он получил с приходом Иржи Килиана, великого балетного мастера из Праги, во многом определившего лицо современного танца XX века и возглавлявшего труппу больше двух десятилетий. Теперь Килиан снял с себя полномочия худрука и директора, перейдя в свободные художники. А компанию возглавляет Пол Лайтфут, бывший танцовщик НДТ, в последние годы - самобытный хореограф. Балеты обоих есть в программе гастролей. НДТ - удивительный феномен. Он совсем не похож на наши громоздкие и инертные академические театры. Постоянное обновление - девиз креативной труппы. Во-первых, компания состоит их двух подразделений - НДТ-1 и НДТ-2 (тот самый, что приехал в Москву). Первое подразделение - основной коллектив, второе - кузница кадров, молодежь, которая принимается в 17 лет сроком на три года. Был еще и НДТ-3 - ветераны сцены, которым создавался особый репертуар, но финансовый кризис на этом начинании поставил крест. Во-вторых, в НДТ дают по 12 премьер в год, правда, большинство из них - одноактные балеты. В-третьих, здесь успешно культивируют разные стили и манеры танца. К тому же в Гааге сумели создать замечательную, основанную на ежегодных конкурсах систему выращивания балетмейстеров. Многие знаменитые ныне хореографы вышли из недр голландской труппы - достаточно назвать Начо Дуато, руководителя труппы Михайловского театра. Спектакль «Студия 2» назван в честь одноименного помещения в здании НДТ. Это достаточно пафосная поэма о процессе творчества, балет о том, как создаются балеты. Хореографы Пол Лайтфут и Соль Леон (они всегда работают вместе) задались целью передать гений места, ауру стен, в которых бродят призраки многих постановок, здесь же и зачатых. Движения рождаются между огромными движущимися зеркалами (неизменная часть балетного класса) и изменчивым покатом серого, тоже как в классе, пола. Танцовщики сжимаются в позе зародыша и распрямляются, изогнув спину назад, в кольцо головы с ногами. Между этими крайностями под музыку Арво Пярта заключены детали многочасовых репетиций, когда пробуешь телом и то, и это, а в итоге остается главное. Зритель погружен в атмосферу нервного стресса, сопутствующую постановочной работе, а понятие «путь к сцене» выражено буквально: танцовщики медленно поднимаются из недр на заднике и туда же уходят. Название «Боги и собаки» лучше не переводить на русский, а оставить в английском оригинале - «Gods and Dogs»: игра слов-перевертышей укажет на сущность зрелища. Иржи Килиан поставил великолепный балет почти о том же, о чем знаменитый стих Есенина «Собаке Качалова» - про лапу, которую надо дать автору на счастье, и про идею вместе полаять при луне. Что-то смешное, оборачивающееся трагическим, так же как музыка Бетховена разбавлена вставками современного композитора Дирка Хаубриха. Пока тела трепещут в спазмах разорванного сознания, на экране медленно бежит лохматый пес. Это сотый балет, сделанный Килианом в НДТ, но в танце нет и следа творческой усталости. Наоборот, сделать вечные оппозиции «смерть - жизнь» или «свет - тьма» небанальными может только великий Иржи, с его утонченным чувством меры и парадоксальным мышлением. А загадка названия разгадывается просто. Собачье в человеке постоянно соревнуется с его божественным началом. Что победит, неизвестно никому. Балет «Кактусы» два года назад поставил Александр Экман: 28-летнего шведа называют хореографической надеждой Европы. Во всяком случае, НДТ уже пригласил его, своего бывшего танцовщика, стать постоянным хореографом труппы. Продукция юного дарования вполне типична для поколения, желающего не думать, а чувствовать. Здесь царит простой абсурдистский юмор, беззлобно высмеивающий всё и вся. Те зрители, кто не знает английский на уровне мгновенного перевода на слух, много потеряют: звучащий текст здесь значит не меньше движения. Голос за кадром пародирует ученые рассуждения искусствоведов о природе танца. А на сцене, в лучах локального света, присев на квадратных плитах, дергаются и стучат кулаками крепкие и незатейливые молодые люди. Эти же плитки ликующая орава взгромоздит неправильной кучей. Зачем? А много энергии скопилось в мышцах, надо разрядиться. Под микст Гайдна с Шубертом транслируют любовно-ремесленные переговоры между репетирующей танцы парой. А на сцене дуэт выстраивает диалог пластический, трудные и забавные, профессиональные и личные отношения. Главное - не ломать голову, откуда взялось название, хотя растения в горшках и выносят на сцену. Почему кактусы? Потому что прикольно. В НДТ-2 нет солистов и кордебалета, все танцуют как бы на равных. Впрочем, табель о рангах никто не отменял и в коллективном по духу современном танце. Просто в голландской компании, где работают артисты 10 национальностей, разница видна не столько на личном, сколько на гендерном уровне. Мальчики двигаются ощутимо лучше девочек. Почему так - непонятно. Ведь на ежегодный огромный конкурс (из трехсот кандидатов берут двух-трех) приезжают где-то 80 парней и 200 с лишним девиц. Есть из кого выбирать. Но если обойтись без ворчанья и придирок, то нужно признать, что исполнители свое дело - и тело - знают. Как бы ни оценивать увиденные постановки (а все три балета по-своему хороши), танцевать в НДТ всегда будут качественно.
Автор: Кирилл Матвеев
| |