|
Получение права на проведение Зимних олимпийских игр 2014 года стало первым результатом мастерской операции Кремля, на которую ушло больше двух десятков лет.
Принятое в 2007 году решение МОК о назначении Сочи местом проведения XXII Зимних олимпийских игр в 2014 году стало первым результатом мастерской операции Кремля, на реализацию которой ушло более двух десятилетий.
Сочи - это российский курорт на побережье Черного моря, на северо-восток от которого расположен Кавказ. Все это говорит о высоком политическом мастерстве Москвы, которая смогла создать и должным образом использовать свое влияние.
С самого начала проведения современных Олимпийских игр всемирная слава, которую приносят подобного рода события, ведет к соперничеству между государствами, политическими движениями, лобби и частными предприятиями. Вообще, такая борьба существовала и во время античных Олимпиад: в 420 году до н.э. (в тот момент в мире появились первые звезды спорта, такие как Алкивиад) Спарту, которая вела войну против Афин, отлучили от участия в играх.
Тем не менее, систематизированы эти методы политического использования спорта были только в ХХ веке, что стало отражением современной истории мира. В 1936 году Гитлер превратил Олимпиаду в витрину нацисткой пропаганды, хотя Международный олимпийский комитет доверил Германии ее проведение для того, чтобы помочь ей в интеграции в международную систему.
С тех пор политические события стали нередко находить отражение в олимпийском календаре. Так, например, Олимпийские игры 1980 (Москва) и 1984 годов (Лос-Анджелес) были отмечены последовательными бойкотами США и СССР.
Сегодня же можно сказать, что проведение Зимней олимпиады в Сочи позволяет России представить в новом свете территориальный контроль на Кавказе, в частности в Абхазии, а также продемонстрировать экономические достижения, чтобы тем самым укрепить влияние на соседние причерноморские государства и евразийское «ближнее зарубежье».
В то же время российским властям приходится идти на риск того, что их Олимпиада может оказаться под угрозой из-за мощных политических протестов. В таких условиях организаторы ищут ответ в новейших средствах наблюдения и современных технологиях, как пишет группа британских ученых в недавно опубликованной совместной работе под названием «Терроризм и Олимпийские игры: вопросы безопасности и уроки на будущее» (Terrorism and the Olympics, Major event security and lessons for the future, Routledge, 2011). В настоящий момент можно с уверенностью утверждать, что акцент на гипотетических угрозах также используется российским государством для оправдания исключительных мер контроля над людьми.
Дипломатия городов
В ХХ веке победа той или иной кандидатуры на организацию Олимпийских игр превратилась в результат длительного и дорогостоящего лоббирования, которое немыслимо без рычагов политической поддержки и должно доказать рентабельность проекта.
Попадание в финальный список кандидатов уже является завершением чрезвычайно трудоемкого процесса: в середине 1990-х Россия предложила кандидатуру Сочи для проведения Зимних олимпийских игр 2002 года, однако МОК не посчитал курорт достойным даже попасть в число финалистов. Победа досталась американскому городу Солт-Лейк-Сити, который, наконец, добился успеха после борьбы на уровне американского олимпийского комитета в 1932, 1972, 1976 и 1992 году.
Таким образом, Россия пересмотрела сочинский проект и дала старт международной пиар кампании, которая в итоге принесла плоды несколько лет спустя. С 1991 года выборы городов-организаторов Зимних олимпиад проводятся за семь лет до начала соревнований на сессии МОК. Так, в июле 2007 года в Гватемале Сочи одержал верх над Пхенчаном и Зальцбургом.
За некоторое время до этого несколько откровенно неубедительных кандидатур (в том числе и Анси) были сняты выдвинувшими их государствами, тогда как еще четыре города были отвергнуты самим МОК: София (Болгария), Алма-Ата (Казахстан), Хака (Испания) и Боржоми (Грузия). С перевесом в несколько голосов предпочтение было отдано российскому кандидату, несмотря на менее благоприятную на первых порах финансовую оценку проекта по сравнению с корейским Пхенчаном, который в этом году получил право на проведение игр 2018 года, оставив далеко позади Анси.
Всего за несколько месяцев Москве удалось привлечь внимание всего мира к небольшому курортному городу Сочи, который раньше был излюбленным местом для дач состоятельных москвичей и встреч на высшем уровне главы российского государства с высокопоставленными гостями, например, лидерами США и Китая. Кроме того, решение укрепить имидж города на международном уровне является индикатором политических опасений, которые намного шире, чем олимпийские кольца...
Территориальный вопрос
Само расположение Сочи свидетельствует о стремлении России нанести мощный удар, выставив на первый план суверенитет Кавказа. Спокойный, богатый и русифицированный Сочи не знает проблем, от которых страдает весь остальной Северный Кавказ, и находится в нескольких сотнях километров от республик Чечня и Дагестан, где центральная власть ведет борьбу с несколькими сепаратистскими террористическими группировками.
Более того, город находится всего в нескольких километрах от границы России с Абхазией, которая признается независимым государством Москвой, но является неотъемлемой частью грузинского государства по мнению ООН. В августе 2008 года, в день церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине, в Южной Осетии произошла эскалация насилия между грузинской армией, местным ополчением и российскими военными, в результате чего Россия оккупировала значительную часть Грузии.
За несколько недель до начала конфликта российская армия провела в окрестностях Сочи часть операций в рамках учений «Кавказ-2008». В частности речь шла об отработке высадки морского десанта на черноморские пляжи.
Как и Южная Осетия, Абхазия (она располагается на северо-западе Грузии) - это образование, большая часть населения которого потребовала независимости после распада Советского Союза. В такой перспективе проведение Зимних олимпийских игр в Сочи можно считать победой самопровозглашенной Республики Абхазия. Будущая Олимпиада не только помогает ей развиваться в экономическом плане (в первую очередь это касается сотрудничества с сочинским организационным комитетом), но и несет в себе весомую политическую выгоду.
Грузия в свою очередь уже многое потеряла из-за проведения игр: кандидатура ее небольшого минерального курорта Боржоми не прошла квалификационный отбор, тогда как куш сорвала соседняя Россия, словно в насмешку устроив все в нескольких километрах от территории, которую пытается вывести из-под грузинского суверенитета. В феврале 2007 года заявления президента Грузии Михаила Саакашвили были полны оптимизма: «Проведение Олимпийских игр на Кавказе, то есть в регионе, который уже так долго считается зоной нестабильности, позволит добиться мирного развития и взаимопонимания между народами».
Возможно, он надеялся, что новый всплеск внимания к Кавказу позволит официально удержать сепаратистки настроенную Абхазию под крылом Грузии, однако война августа 2008 года коренным образом изменила расклад. На постсоветском пространстве оккупация Грузии прозвучала как свидетельство восстановления мощи России в ближнем зарубежье, тогда как решение о проведении игр позволило ей укрепить политическое и экономическое влияние на международном уровне, как это было в эпоху московской Олимпиады 1980 года.
Самая дорогая Олимпиада
Кроме того, Сочи дает России возможность подчеркнуть ее суверенитет на всей ее территории и силу влияния на соседей. Пусть даже Абхазия на самом деле и неподконтрольна Тбилиси, соревнования будут проходить всего в нескольких километрах от границы между Россией и этой сепаратистской республикой, которая сегодня официально все еще входит в состав территории Грузии.
| |