|
В петербургском храме Богоявления уже восемь лет на средства прихожан и благодаря чудесным событиям реставрируют уникальную реликвию, уничтоженную в 1935 году.
Уникальный фаянсовый иконостас начали восстанавливать в петербургском храме Богоявления. Сегодня реставраторы продемонстрировали два из 14 восстановленных элементов. Это результат 8-летней кропотливой работы. Но продолжительные сроки следствие не только сложности процесса. Почему реставраторы не могут назвать дату окончания работ даже приблизительно? В технологию реставрации вникал корреспондент НТВ Андрей Курицын. Сегодняшняя реставрация храма на Гутуевском острове многим обязана Карлу Булле. Известный фотограф в начале ХХ века подробно отснял все детали внутреннего убранства. Словно предвидел варварское покушение на церковь Богоявления в 1935 году. Тогда уникальный фаянсовый иконостас вандалы раскололи на куски. Убранство погибло, само здание отдали мыловаренному заводу. В блокаду здесь располагался морг, после войны - овощебаза. Когда восемь лет назад реставраторы взялись за восстановление интерьеров, в руках у них были только дореволюционные фотографии. Но верующие не отчаялись, взялись за работу. И тут начались чудеса. Виктория Мальцева, главный инженер реставрации: «Когда мы приступили к осушению подвала, нами там было обнаружено три коробки с осколками родного иконостаса. А эту филенку отцу Павлу принесли в подарок. Она у кого-то сохранилась, можно сказать, чудесным образом, пройдя революцию, пройдя блокаду». На обратной стороне - надпись: «Майолика выполнена в мастерской Кузнецова, принадлежит храму Богоявления». Это лишь малый фрагмент знаменитого фаянсового иконостаса, которому на парижской выставке 1900 года жюри присудило медаль, отметив наряду с такими во всех смыслах выдающимися объектами, как Эйфелева башня и статуя Свободы. Утраченное произведение русского керамического искусства сейчас реконструируют. Уже воссозданы два из 14 фрагментов иконостаса. Их установят будущей весной. Но пока прихожане храма видят лишь строительные леса, завешенные слоем ткани. За которой скрываются реставраторы, восстанавливающие алтарную роспись. Никита Фомин, руководитель реставрации настенной росписи Богоявленского храма: «Совершенно академическая живопись, наша петербургская школа, на грани импрессионизма, который за этим последовал. Это самый конец XIX века. Все эти недостающие фрагменты воссоздаются». Кое-какие фрагменты росписи уцелели благодаря тому, что в 80-е годы их покрыли слоями рыбьего клея и папиросной бумаги. Советские владельцы овощного склада неожиданно оказались людьми сознательными и бережливыми. Впрочем, и это не уберегло «Тайную вечерю». Выпускникам академии Репина пришлось дважды переносить изображение с фотографии Буллы на бумагу, потом на холсты разного формата. И только после этого начали дорисовывать маслом уцелевшие лики на штукатурке. В храме Богоявления ежедневно проводятся службы, поэтому на стенах повесили иконы. Но это убранство временное. До тех пор, пока не будет восстановлена историческая роспись. Потом иконы попросту не понадобятся. Здесь, на стенах, как и раньше, будут сюжеты их Евангелия, которых здесь насчитывается около 200. Строгие лики святых будут только в киотах иконостаса. Но до полного восстановления алтарной перегородки на ее историческом месте еще далеко. И дело не в сложной технологии или нехватке мастеров. Уникальное керамическое сооружение требует больших затрат, а восстанавливают его на скромные пожертвования прихожан. Таким образом, реставрация храма затянется еще на несколько лет, а, возможно, десятилетий.
| |