|
В Пушкинском музее открылась выставка работ Генриха Боровика. Журналист-международник, он увлекся фотографией еще в начале карьеры. И с тех пор снимки для своих репортажей всегда делал сам. Вся жизнь Боровика - это тысячи и тысячи фотографий эпохи. Но для выставки «Увидеть время» кураторы отобрали только 100.
Снимки первого визита Фиделя Кастро в Советский Союз должны были получиться сугубо официальными. Но столько снега как зимой 1963 года в Мурманске, кубинский лидер не видел ни разу. Не удержался - встал на лыжи. Факт, который в историю вписал объектив Генриха Боровика.
«Поскольку неопытен был, он упал. Он начал мне показывать: "Не надо, не снимай, как я падаю". А я продолжал снимать. И тогда он слепил снежок и начал меня закидывать снежками», - рассказывает Генрих Боровик, журналист-международник.
Фотоаппарат - его записная книжка, в которой «высказывания» настолько меткие, что никаких слов не нужно. Фотограф-самоучка - снимать журналист-международник учился у своих коллег. Начальство сразу оценило успехи - специальным корреспондентом сначала «Огонька», потом «Литературной газеты», Генрих Боровик объездил полмира.
«Начальство "Огонька" решило, что я экономически выгодный журналист. Могу и писать, и снимать. И командировочные не два раза платить, а всего один», - говорит Генрих Боровик.
Именно поэтому, когда на Кубе в конце 1950-х планировалась встреча с Эрнестом Хемингуэем, из десятка советских корреспондентов, выбрали именно его. Писатель интервью не любил, согласился лишь на пару снимков. Фотосессию Генриху Боровику удалось сделать благодаря случаю.
«Хемингуэй начал искать штопор, а штопора близко не было. И тогда я нахально взял у него из рук бутылку и показал, как это делается у культурных людей - ударил в донышко. Он был в восторге», - рассказывает Генрих Боровик.
В таком восторге, что пригласил на рыбалку, на свой катер «Пилар». Генрих Боровик вспоминает, клев был плохой, поймали одного единственного тунца. Портрет писателя за штурвалом, щурящегося от солнца, был тогда на первой странице «Огонька». На обложках страшные кадры бомбежек во Вьетнаме и тех, кто выступал за мир, участвуя в антивоенном движении в Нью-Йорке и Вашингтоне. В США Генрих Боровик прожил 6,5 лет.
«Там были организованы так называемые партизанские театры. Исполняли какую-то сценку из жизни во Вьетнаме. Вот, скажем, это показ того, как американские солдаты убивают жителя Вьетнама», - рассказывает Генрих Боровик.
Никита Хрущев в Нью-Йорке в 1960 году, за пару дней до знаменитого заседания ООН. И не политические, а пейзажные снимки Парижа, Мехико, Ватикана. Из коллекции, в которой больше 10 тысяч снимков, специалисты Пушкинского музея выбрали 100. Чтобы снова глазами Генриха Боровика на выставке «Увидеть время», которое, казалось, ушло безвозвратно.
«Я никогда их не просматривал. И сейчас многие из них для меня открытие. Я даже думаю иногда, я ли это снимал», - говорит Генрих Боровик.
Этих фотографий на выставке не будет. Они из тех, с которыми Генрих Боровик не расстается: маленький Артем примеряет фуражку, которую Фидель Кастро подарил папе.
| |