|
Главный тренер «Алании» - об ответственности за принятые решения, лучших матчах 2011 года и мастерстве игроков.
На назначение Владимира Газзаева главным тренером «Алании» многие смотрели со скепсисом. Во-первых, молод, во-вторых, не имеет опыта серьезной самостоятельной работы, в-третьих, и это главное - протекция со стороны всемогущего отца, что не могло не вызвать пересудов. Однако за год хор скептиков заметно поутих. «Алания», пусть и с приключениями, завершила 2011 год на первом месте в первенстве ФНЛ.
МЕНЬШЕ СЛОВ, БОЛЬШЕ ДЕЛА
- Вы немногословны на пресс-конференциях и дали считанное число интервью. Это особенность характера? - Я всегда иду на контакт с представителями прессы, поскольку понимаю, что задавать вопросы - часть их работы. Но в ходе сезона я был сконцентрирован на своих прямых обязанностях. Перед «Аланией» стояли и стоят серьезные задачи, к тому же я - начинающий тренер, в такой ситуации правильнее меньше говорить, а сфокусироваться на игре и учебно-тренировочном процессе.
- Психологическое давление ощущали сильное? - Давления не ощущал. Ответственность - да, она была необычайно серьезная. Не хотелось подвести людей, в первую очередь президента клуба - своего отца, которого я считаю величайшим тренером. У нас замечательная атмосфера в коллективе. Это, конечно, мне помогло, особенно на первых порах.
- Перед тем как войти в штаб «Алании», вы тренировали в Москве коллектив ЛФЛ? - Команда состояла из представителей осетинской диаспоры, проживающих в столице. Мы участвовали в первенстве и Кубке Юго-Западного округа Москвы, причем неоднократно выигрывали как один, так и другой турнир. Я был играющим тренером. Пусть это был любительский уровень, но я там тоже многому научился. Как, разумеется, и работая помощником во Владикавказе сначала у Валерия Юрьевича Петракова, а затем у Владимира Михайловича Шевчука.
- Как распределяются обязанности в тренерской лаборатории «Алании»? - Каждый отвечает за свой фронт деятельности, но при этом мы одна команда. У нас сильный штаб: люди прошли огонь, воду и медные трубы. Помимо старшего тренера Владимира Шевчука в него входят Николай Латыш, Александр Яновский (дядя бывшего полузащитника сборной России, ЦСКА и «ПСЖ» - прим.), Андрей Афанасьев и с недавних пор Артур Пагаев, чемпион России в составе «Алании».
- Определение состава - ваша прерогатива? - Конечно, я всегда спрашиваю мнение своих помощников, но окончательное решение принимаю сам. Как говорится, главный тренер в ответе за все.
ИЩУ ОШИБКИ В СЕБЕ
- Три крупные победы на старте с общим счетом 10:0 помогли почувствовать уверенность? - Старт всегда важен, тем более когда выигрываешь у серьезных соперников. У команды формируется психология победителей. Столь успешное начало не явилось для меня неожиданностью - мы рассчитывали на подобный результат. Другое дело, покривлю душой, если скажу, что прогнозировали победы именно с таким счетом. Все сложилось как нельзя лучше. Удача? Конечно, она присутствовала: можно вспомнить хотя бы гол Гнану в ворота «Нижнего Новгорода» с центра поля. Но без удачи в спорте - никуда. В конечном итоге ведь все уравновешивается: сегодня повезло тебе, а завтра - сопернику. Удачу тоже нужно заслужить.
- Доводилось слышать точку зрения, что в первом круге «Алания» помимо дисциплины брала отличной функциональной готовностью. Согласны? - Со стороны виднее. Замечу только, что в ходе предсезонной работы мы уделяем внимание не только «функционалке», но и тактической и психологической подготовке.
- Самым сложным временем, видимо, стали два подряд разгрома - от «Бешикташа» и «Сибири», дополненные еще и домашней осечкой во встрече с «Шинникам»? - Да, это был непростой отрезок. Однако на длинной дистанции случаются и неудачи, и неприятные поражения, но сила коллектива в том и заключается, что, играя в трех турнирах при плотном графике, команда решила все поставленные на этот год задачи. Главное - никогда не терять самообладания.
- В тот период вас много критиковали. Задевало? - Я отношусь к себе очень самокритично, поэтому нападками со стороны меня не уязвить. Тем более я не привык перекладывать свою вину на кого-то другого - ищу ошибки в себе. Анализирую, что сделал неправильно и как поступить в той или иной ситуации, чтобы не повторять просчеты.
- У вас молодая команда, а молодости, как известно, свойственна нестабильность... - Тем не менее взятый клубом курс на молодых игроков с российскими паспортами, в первую очередь, местных воспитанников, себя оправдывает. Легионеров приглашаем только таких, кто реально способен усилить команду. Ребята заметно выросли за этот год, прибавив в тактическом мастерстве. Ряд матчей, как, например, ответную игру с «Бешикташем», который сейчас уже одной ногой в плей-офф Лиги Европы, они провели на высоком уровне. Что же касается нестабильности молодежи... Это издержки роста, по-другому бывает редко.
- Кому из своих подопечных отдали бы победу в номинации «Прогресс года»? - Не хочу выделять кого-то персонально, хотя мог бы назвать много фамилий. Это не от лукавства и не от боязни кого-то обидеть - прибавили, повторюсь, почти все.
- Какие матчи в 2011 году запомнились больше других? - У нас было много содержательных матчей. В частности, в Кубке России - что в полуфинале в Ростове, что в финале с ЦСКА - смотрелись убедительно. Если же выбирать матч, близкий к эталону, то назову упомянутую выше домашнюю встречу с «Бешикташем», в которой мы победили со счетом 2:0. Для третьего гола и выхода в групповой раунд Лиги Европы нам не хватило совсем немного времени.
- По ходу сезона вы часто перебрасывали игроков с одного участка поля на другой - например, во втором круге выдвинули Аслана Дудиева в полузащиту. Универсализм в действии? - Аслан может сыграть как на позиции крайнего защитника, так и линейным хавбеком. Все зависит от ситуации: на выбор состава влияет много факторов, в том числе травмы и дисквалификации. Скажем, в гостевой встрече с «Актобе» в рамках Лиги Европы нам требовалось укрепить позицию правого полузащитника, но при этом и не потерять в креативе. Любящий и умеющий подключаться к атакам Дудиев тогда совсем неплохо вышел на замену, справившись с заданием.
А Заур Плиев по ходу сезона и вовсе выступал на четырех позициях: в центре обороны, в опорной зоне, а также на флангах защиты и полузащиты. Достаточно универсален и Родольфо Зелая, который может действовать как в роли наконечника, так и атаковать из глубины поля. Проблема в том, что не каждый способен адаптироваться в новом амплуа. А от футболистов хочется максимальной эффективности.
- Что случилось осенью с Дмитрием Хомичем? Подустал? - Дима провел отличный сезон. Да, были отдельные неудачные игры, но в том, что команда пропустила меньше всех мячей в ФНЛ, большая заслуга нашего вратаря. А на финише первого этапа мы элементарно дали ему возможность отдохнуть.
- Как вам в целом дебютный сезон в первом дивизионе под эгидой ФНЛ? - Очень интересный чемпионат, накал борьбы зашкаливает. Формула турнира такова, что проходных матчей просто нет. На первом этапе все решали задачи: одни претендовали на лидерство, другие стремились в восьмерку, третьим были нужны очки, чтобы чувствовать себя комфортно в схватках за выживание. Что до новой лиги, то ее создание себя оправдало. ФНЛ раскручивается, совершен прорыв на телевизионный рынок.
- В бонусную восьмерку вошли сильнейшие по игре клубы? - Да, по крайней мере, первая десятка выглядит закономерно. Одного очка для попадания в восьмерку не хватило «КАМАЗу», который, возможно, был и не слабее тех, кто завершил регулярное первенство чуть выше. Но это спорт. Весьма ярко выглядел и «Енисей».
| |