|
Выставка с таким названием откроется завтра. Кураторы достали из хранилищ неизвестные публике эскизы и наброски мастера. Образы и сюжеты для своих картин Серов нередко вынашивал годами, без устали разыскивая подходящую натуру и делая сотни зарисовок. Корреспондент НТВ Алексей Ивлиев выяснил, как зарождались шедевры.
Знакомые каждому с детства персонажи басен Крылова смотрят на посетителя с великолепных эскизов. Работы принадлежат руке талантливейшего русского живописца Валентина Серова, но известны только узкому кругу специалистов. Перфекционист по натуре, художник до бесконечности дорабатывал свои наброски и так и не завершил свой труд. Иллюстрации не были изданы ни при жизни Серова, ни в наши дни. Впервые они извлечены из запасников Третьяковки и выставлены на суд зрителя, который знает мастера больше как великолепного портретиста, пейзажиста, анималиста. Посетители выставки графических работ Валентина Серова откроют для себя много нового. Здесь есть самый необычный и впервые выставляемый экспонат. Малышу еще не было и шести лет, когда он сделал свой первый альбом. Мальчик с особой тщательностью и любовью вырезал фигурки лошадей, слонов, коз и кабанов. Вот эта тщательность и стала фирменным знаком художника. Искусствоведы говорят, что необычность Серова в том, что его любят абсолютно все. Кому-то больше нравятся картины в стиле ню, где неизвестные натурщицы словно секунду назад сбросили с себя платья. Кто-то с восхищением любуется портретом франта Шаляпина. Есть и те, кому нравится раскрасневшаяся на морозе деревенская баба с лошадью. Кого бы ни писал Валентин Серов, невозможно даже представить, сколько подготовительной работы было проделано каждый раз. Для портрета Петра I отдельно изображались все детали камзола, прежде чем попасть на полотно. Одна из самых знаменитых картин художника - «Похищение Европы». Даже специалисты не могут сосчитать все наброски, сделанные мастером, прежде чем он явил миру шедевр. Ирина Шуманова, отдел графики Третьяковской галереи: «Здесь представлены мгновенные зарисовки, где Серов только пробует цвет или композицию, только ищет линию, ведь он очень долго искал абрис фигуры Европы, сидящей на плывущем быке. Бык совмещен из нескольких положений животного». Просто попытайтесь представить, что в углу картины схематично изображены дельфины. Их даже не видно ни с первого взгляда, ни со второго, но появились на полотне они после набросков с изображением черноморских дельфинов. Могли бы украсить «Жизнь животных» Альфреда Брема. После написания «Похищения Европы» в дельфинах художник разбирался не хуже любого биолога. Близкие Серова считали это чудачеством, но подготовка написания быка тоже отняла несколько лет его жизни. Мария Иванова, куратора выставки: «Серов, как известно, несколько лет гонялся по Европе за подходящим быком. В Италии он нашел такого, который мог бы воплотить его идею передать Зевса-бога, который превратился в быка и похитил Европу». Эта экспозиция отличается от традиционных тем, что только здесь зритель может увидеть, как в творческих муках рождались шедевры, и одновременно узнать другого, широкой публике пока неизвестного Валентина Серова.
| |