|
К 100-летию Музея Льва Толстого для посетителей открыли после реставрации усадьбу писателя «Хамовники». Дом с земельным участком почти в гектар Толстой приобрел в 1882 году. Именно здесь написаны «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Воскресение».
Когда на улице Льва Толстого началось строительство офисного здания, на реставрацию закрылась усадьба Льва Толстого «Хамовники». Это не просто совпадение, объясняют сотрудники музейного комплекса.
«Вот это соседнее с нами рядом здание на несколько этажей уходит под землю. В результате всех работ началась усадка нашего здания. Пошли трещины по всему периметру, и начались серьезные проблемы внутри - начали трескаться обои, расшиваться стены», - рассказывает Наталья Калинина, главный хранитель Государственного музея Л.Н.Толстого.
На несколько месяцев постоянными посетителями усадьбы стали строители и реставраторы. Укрепили фундамент дома, привели в порядок сад.
«Толстой когда-то, покупая эту усадьбу, говорил бывшему хозяину: "Не надо дом мне показывать. Я вижу сад". Сад Толстого очень удивил. Эта усадьба началась с сада», - говорит Андрей Данилов, главный садовник музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Хамовники».
В 1882 году Толстой приобрел дом с земельным участком почти в гектар за 27 тысяч рублей. Он не хотел уезжать из Ясной поляны, но супруга настаивала: сыновья и дочери должны получить образование в Москве. На момент покупки усадьбы у Софьи Андреевны и Льва Николаевича было 8 детей. Писатель лично участвовал в ремонте московского дома. Выбирал мебель, вместе с супругой обустроил 16 комнат. Гости, а они к Толстым наведывались регулярно, собирались обычно на втором этаже, где их ждал накрытый стол. Здесь Лев Толстой иногда читал отрывки из своих произведений. Часто играли в шахматы. За роялем сидел однажды Сергей Рахманинов, аккомпанировал Федору Шаляпину. Когда гости расходились, Лев Николаевич уединялся в «катакомбах» - так художник Николай Ге называл часть дома, где располагался кабинет писателя, за очень низкие потолки - меньше 2-х метров. «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Воскресение» написаны за этим столом. Он только на днях вернулся в музей-усадьбу после реставрации.
«Стол пережил много разных событий, в том числе поджог в 20-е годы, было очень повреждено зеленое сукно. Какой-то посетитель по трудно объяснимым причинам попытался поджечь этот стол», - объясняет Светлана Овсянникова, сотрудник музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Хамовники».
В свободное от литературы время Толстой занимался сапожным ремеслом. Эту пару сшил для зятя Михаила Сухотина, ботинки - для друга, поэта Александра Фета. В 67 лет Лев Николаевич удивил всю семью - впервые сел на велосипед.
«В Москве появились первые велосипеды, и он старательно стал учиться ездить. Учился в Манеже. И это как раз та самая машина, на которой он обучался», - показывает Светлана Овсянникова, сотрудник музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Хамовники».
Спальня Толстых. Здесь - покрывало, сшитое Софьей Андреевной вот за этим рукодельным столиком. Сведения об успехах и поведении сына Михаила из императорского лицея - что-то вроде современного школьного дневника. Рядом - огромный список блюд. Меню хозяйка дома каждый день составляла лично. Она хорошо знала кулинарные пристрастия супруга. На завтрак, например, он съедал овсянку, вареное яйцо и выпивал чашечку кофе. К столу садились довольно поздно, когда немецкие часы с кукушкой пробивали час дня.
В доме-музее Толстого «Хамовники» больше 6 тысяч экспонатов. Они не просто воссозданы по фотографиям, почти все - подлинные.
| |