|
В музее храма Христа Спасителя проходит выставка рождественских вертепов из собрания неаполитанского музея Сан Мартино. Традиционный итальянский вертеп - «презепе» - роскошная панорама со статичными фигурками высотой в 60 сантиметров. Создавать к празднику «живые картины», представляющие рождение младенца Иисуса, по одной из легенд, предложил в 5 веке папа Сикст Третий. Понтифик посчитал, что такие композиции смогут рассказать о Рождестве Христовом простым людям. Вертеп стал своеобразной «Библией для неграмотных».
Рождество в масштабе один к десяти. Сицилиец Роберто Ванадиа в точности воссоздал ту самую известняковую пещеру - хлев, где 2011 лет назад родился Иисус Христос. Итальянский художник изучал Библию и хроники, ездил в Палестину, откуда привез эти глыбы светлого туфа и кусты тимьяна. После года работы - выставка в храме Христа Спасителя.
«Я сделал этот вертеп по мотивам православных икон. У вас часто на иконе представлено сразу несколько сцен, происходивших в разное время. Вот и у меня здесь Иосиф склонился над Марией с младенцем, а вот здесь тот же Иосиф - это происходило чуть раньше - разговаривает со своим родственником», - рассказывает Роберто Ванадиа
Роскошная панорама со статичными фигурками высотой в 60 сантиметров - и есть традиционный итальянский вертеп. Его чаще называют «презепе» - без перевода, чтобы не путать с русским вертепом - кукольным театром, в котором разыгрывались сценки из Святого Писания. Без «презепе» в Италии вот уже сотни лет не обходится ни одно католическое Рождество. Такие вертепы устанавливают в храмах и на городских площадях - как раз в середине декабря.
По одной из легенд, первый «презепе» создал святой Франциск Ассизский в 13 веке, по другой - папа Сикст Третий еще в 5-м. Понтифик посчитал, что такие композиции смогут поведать о Рождестве Христовом простым людям, которые не знают греческого или латыни. Вертеп стал своеобразной «Библией для неграмотных».
На выставке «Таинство Рождества Христова» - куклы из неаполитанского Музея Сан Мартино. Они украшали, пожалуй, самые дорогие «презепе» - те, что в 18 веке стояли во дворце короля. Так в древней Палестине и оказался датский дог в серебряном ошейнике - любимый охотничий пес государя Карла Бурбона. Художник Никола Вассалло писал его с натуры. Рядом с пастухами и волхвами - торговцы, горожане и крестьяне в одежде 18 столетия.
«Карл Бурбон так проводил своеобразную перепись населения. Он хотел знать, кто его подданные. И требовал достоверно изображать жителей разных областей. Вот здесь - типичная женщина с острова Прочида, ее костюм передан очень точно, даже из тех же тканей», - рассказывает директор Музея Сан Мартино, куратор выставки Розана Муции
«Презепе» уже показывали в Храме Христа Спасителя 6 лет назад. Тогда привезли около 20 композиций - со всего Аппенинского полуострова. Выставка, приуроченная к году Россия-Италия, скромнее, на ней лишь неаполитанское искусство 18 века. «Презепе» специально решили не собирать, в витринах - только персонажи, чтобы зрители оценили мастерство скульпторов. Вертепных дел мастера в Неаполе до сих пор считаются непревзойденными и занимают целую улицу. Улицу Святого Григория Армянского.
| |