|
Сейчас в среднем реагирование на ДТП составляет 9 минут. В России, несмотря на снижение общего числа ДТП, уровень погибших на дорогах по-прежнему высок.
И от того, насколько быстро на место трагедии прибудут спасатели, насколько своевременно будет оказана помощь, зависит жизнь пострадавших.
О работе спасателей при ДТП, оснащении спасательных подразделений, внедрении новых технологий и о помощи добровольцев профессиональным спасателям в интервью корр. ИТАР-ТАСС Татьяне Хан рассказал заместитель министра по чрезвычайным ситуациям Александр Чуприян. - Александр Петрович, насколько часто сотрудникам МЧС приходится выезжать на ДТП? - МЧС России является активным участников реализации федеральной целевой программы «Безопасность дорожного движения». За 9 месяцев этого года сотрудники министерства выезжали на ДТП свыше 110 тысяч раз, это на 29 проц больше, чем в прошлом году. И в позапрошлом году количество реагирований также увеличилось на треть. Только число деблокированных при помощи специального инструмента - тех, кто не смог самостоятельно покинуть автомобиль после аварии, - превысило 14 тысяч человек. Мы сейчас выезжаем на каждое второе ДТП. И от МВД к нам не было претензий в рамках реализации ФЦП. - Достаточно ли у пожарно-спасательных подразделений техники, оснащения. Устраивает ли вас его уровень? - Ежегодно мы в закупки закладываем приобретение нового, как правило, отечественного аварийно-спасательного инструмента. Этот гидравлический инструмент совершенствуется и сейчас он достаточно солидный и эффективный. Он применяется во всех чрезвычайных ситуациях, в том числе при ДТП и пожарах. Поэтому было принято решение, что на любой пожарный автомобиль такой инструмент устанавливается автоматически, и им укомплектовываются боевые машины. МЧС реализует программу переоснащения подразделений, которая рассчитана до 2015 года. В этом году мы приобрели два самолета-амфибии Бе-200, 9 вертолетов, отечественную технику нового поколения. Более 300 пожарных автомобилей, конкурентно способных на мировом рынке, поступили в наши подразделения. Акцент делается и на робототехнике, которая используется при тяжелых авариях, особенно на железной дороге, когда происходят аварии с химически опасными продуктами. Роботов мы производим совместно с зарубежными партнерами и они включены в программу перевооружения. - МЧС развивает систему 112 /единого телефона вызова оперативных служб/. На Ваш взгляд, поможет ли она сократить время реагирования на автоаварии? - Система 112 имеет ряд пилотных проектов, она апробирована в Курской области, Татарстане, Астраханской области. В следующем году в эту программу должны включиться более 10 субъектов. 112 позволяет нам сэкономить время, так как по нашим расчетам в порядке 40 проц случаев реагирования должны быть задействованы не менее двух служб одновременно, а в порядке 20 проц - не менее трех служб. Таким образом, при системе 112 операторы, обрабатывающие информацию о происшествии, сразу могут адресовать ее всем заинтересованным службам. При внедрении системы 112 время реагирования на ДТП, по нашим оценкам, сократится вдвое. Сейчас в среднем оно составляет не более 9 минут. Безусловно, пока еще не все дороги обустроены средствами связи и здесь еще существуют вопросы. - Если говорить об авиации, насколько успешно она уже применяется при ликвидации последствий ДТП и оказании помощи пострадавшим? - Учитывая просторы нашей страны, мы не мыслим себя без авиации. У нас есть хороший опыт применения вертолетов в Москве. Каждый день в столице вертолеты задействуются 3-4 раза. В течение года они вылетают более чем на 1000 вызовов, и в этом году при помощи авиации в Москве был спасен 441 человек. По поручению правительства мы полностью прикрыли вертолетами федеральную трассу Москва - Санкт-Петербург, где появились вертолетные площадки, спасательные части и учреждения Минздрава вдоль трассы. Сейчас рассматриваются возможности и для реагирования авиации в ночное время. Для нас это представляет определенную сложность, но ведь горе приходит не только днем, но и ночью. Другой приоритетной трассой является трасса Дон. Для нее уже разработан проект внедрения авиации. В ближайшее время для прикрытия этой федеральной дороги на дежурство встанут приобретенные вертолеты. Без внимания не остаются и другие автотрассы, в частности Чита-Хабаровск, ряд дорог в Татарстане. - Как вы взаимодействуете с сотрудниками МВД при автоавариях и оказывают ли помощь добровольцы? - У нас есть соглашения с МВД и Министерством здравоохранения и социального развития. Мы идем по пути дифференцированного подхода - если ГАИ известно о ДТП, они нас информируют, и госавтоинспекторам нет необходимости участвовать в проведении аварийно-спасательных работах. Активным образом с этого года мы включили еще один резерв - добровольную пожарную охрану, ведь добровольцы реагируют не только на возгорания. Мы их обучаем, у них на автомобилях установлено точно такое же аварийно-спасательное оборудование как у спасателей и пожарных. Мне самому неоднократно приходилось убеждаться, что добровольцы привлекаются для оказания помощи терпящим бедствие в ДТП. Таким образом, мы открыли второй фронт, и число добровольцев будет только расти. Добровольчество - достаточно обсуждаемая тема, но практическая его реализация стала возможна только в этом году /после подписания Федерального закона «О добровольной пожарной охране»/ и этот год - стартовый для реализации закона. В будущем году у нас появятся тысячи людей, готовых оказать помощь по любым направлениям, в том числе при ДТП. Армия добровольцев формируется, и общими усилиями она будет развиваться. - Несколько лет назад в Краснодарском крае было создано подразделение пожарных-мотоциклистов. Насколько успешным оказался этот эксперимент и будет ли он распространяться на другие регионы? - Да, экспериментальная часть была создана в Краснодаре. На нее уже приходится каждый третий боевой выезд. Мотоциклы оборудованы средствами пожаротушения, оказания помощи пострадавшим, аварийно-спасательным инструментом для деблокации. Мотоциклисты работают по принципу постоянного мониторинга Краснодара, разделенного на четыре сектора, по 12 часов с технологическими перерывами и получают сигнал тревоги по радиоканалам, находясь уже в патрулировании. Это позволило постоянно следить за оперативной обстановкой в городе. Но и здесь мы смогли подключить добровольцев - байкеров.
Мы их привлекаем в порядке эксперимента, и они оказывают нашим сотрудникам содействие. Байкеры-добровольцы оказались пытливыми и неравнодушными людьми.
В будущем году подразделение мотоциклистов появится в Сочи. Заинтересованность в его создании высказал Ставропольский край. Этот эксперимент будет разрастаться в южных регионах России, что позволит оперативней реагировать на происшествия, в том числе и на ДТП.
Предпосылки для создания таких подразделений существуют и в крупных городах таких как Москва и Санкт-Петербург. Татьяна Хан (ИТАР-ТАСС, Москва) Архив эксклюзивных интервью в базе данных ИНФО-ТАСС по подписке
| |