|
Штрихи к портрету.
«И на кой черт сдались вам эти галеры?» - вопрошал герой Олега Меньшикова в фильме «Покровские ворота». Тот же самый пассаж вполне можно адресовать и Константину Сарсании. Обеспеченный человек, с большими успехами в агентской деятельности, влиятельный футбольный функционер упорно хочет доказать свою состоятельность и как тренер. Доказать, наверно, прежде всего себе самому. И за этот принятый вызов он, безусловно, достоин уважения. Только вот нет удовлетворения от проделанной работы ни у него, ни у окружающих.
Что ж, тогда, в качестве поддержки (если наставник в ней нуждается), вспомним слова великого баскетболиста Майкла Джордана: «Когда я промахивался, я просто брал мяч и снова бросал».
БАГАЖ
Воспитанник спортивной школы московского «Динамо» в качестве игрока серьезных лавров не снискал. В его послужном списке клубы второго и первого российских дивизионов, а также французские «Ланс», «Дюнкерк» и «Арманьяк». После завершения карьеры он стал профессиональным агентом. Случилось это еще в далеком 1994-м. Дела быстро пошли в гору. Но 2006-й стал в его жизни поворотным. Нет, он не перестал быть заметной фигурой в футбольном мире. Но к должности спортивного директора «Зенита» Константин Сергеевич неожиданно добавил пост главного тренера «Спортакадемклуба». Невиданное совмещение.
Впрочем, если постараться, понять и объяснить такой ход хоть все же можно. Он занимается селекцией, а в московской команде была собрана в большинстве своем молодежь на перспективу. С трудом, буквально за уши, Сарсания втащил тогда свой клуб на спасительное место в хвосте турнирной таблицы первого дивизиона. А дальше уже сложно было говорить об обкатке футболистах на перспективу.
Попытка порулить «Химками» особых лавров ему не принесла, и он вернулся к работе спортивного директора, только уже не в Питере, а в московском «Динамо». Казалось бы, взрослый человек набрался нового опыта и успокоился, но «он, мятежный, искал бурю». Следующей попыткой стал «Факела».
ТАКТИКА
Трудно говорить о тренерских воззрениях и пристрастиях, если за год через команду прошли 40 футболистов. У каждого своя манера, свой функциональный набор. Кроме игроков во втором круге на помощь был призван еще и Анатолий Байдачный. Случай, наверно, небывалый для России. Можно, конечно, вспомнить триумвират Бесков - Лобановский - Ахалкаци в сборной СССР на чемпионате мира в Испании. Но туда разномастных специалистов в таком наборе загнали силком. А здесь, наоборот, инициатором приглашения стал сам Сарсания. И Байдачный шел добровольно. Заметьте, не классический второй тренер, готовый выполнять функции помощника, а сложившийся наставник, привыкший быть на первых ролях.
Что касается игровой модели, то обычные 4-4-2 будут ближе всего к теме. Трудно сказать, кто в большей степени определял игровое лицо команды. Честно сказать, его, это лицо, рассмотреть было практически невозможно. «Факел» играл словно в парандже, не видя ничего вокруг и не чувствуя под ногами земли. При этом, однако, стоит добавить, что рук не опускали ни тренеры, ни футболисты. До каких-то отчаянных шагов, вроде попытки уйти в отставку, дело доходило, но потом все успокаивались и вновь принимались за работу.
ВЗЛЕТЫ
Говорить о каких-то взлетах, даже мимолетных, не приходится. Турнирная таблица красноречива. Предпоследнее место с отставанием от спасительного места в 12 очков - это крайне затруднительное положение. Даже снявшуюся после первого круга «Жемчужину-Сочи» удалось обойти только перед самым уходом на зимние каникулы. Радужными были разве что времена до начала сезона плюс победный старт на выезде в Брянске. А дальше - уйма ожиданий и абсолютно холостой выхлоп.
Единственное светлое, даже очень яркое пятно - это болельщики. Воронежский зритель очень истосковался по большому футболу. Здесь ведь знавали времена выступления и в высшей лиге. Организованная часть, фанатская, очень здорово поддерживала свой клуб. Но к тренеру все это не имеет особого отношения...
ПАДЕНИЯ
Зато о падениях можно говорить долго. Их легко разбивать на периоды или характеризовать весь поход, как одно сплошное пике. Так или иначе, год получился провальный. Команде не хватало характера, внутреннего стержня, не было поставленной игры и тактической мысли.
Понятно, что слабого обидеть может каждый. Вот и судьи не благоволили к «Факелу». Или так казалось. Простой пример. Пенальти в их ворота ставят, а в чужие - нет. В чем причина? С одной стороны, легко все списать на происки людей в черном, с другой - все закономерно. Если соперник сильнее, атакует больше, организованнее, то у него и шансы заработать одиннадцатиметровый куда выше.
Константин Сарсания переживал и нервничал. Терпение у него было на пределе. В Набережных Челнах он даже увел команду с поля в рядовом, в общем-то, эпизоде. Это не значит, что повода разобидеться не было, просто таких ситуаций полно буквально в каждом матче. Потом воронежцев удалось уговорить вернуться на поле.
ЦИТАТА
«Ошибкой, конечно, было то, что мы серьезно перетасовали команду между первым и вторым кругами. Возможно, не требовалось таких масштабных перемен, можно было пригласить трех-четырех игроков. А так пришлось вообще менять всю игру». Так ответил Константин Сергеевич на вопрос о своих промахах. Наверняка он адекватно оценивает сложившуюся ситуацию.
А вот сумеет ли как тренер изменить ход событий, посмотрим. Для начала нужно суметь не наступить на те же грабли. Лимит на заявку, которую расширили до 45 человек за сезон, не позволит набрать больше пяти игроков. Так что кардинально все менять не придется.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Есть подход Майкла Джордана, о котором сказано выше, а есть рациональное мышление. Чтобы повторить путь великого баскетболиста - условно повторить, надо обладать талантом. Тогда при трудолюбии и настойчивости успех придет. Если нет уверенности в том, что нужно «снова бросать», лучше попробовать себя в другой роли.
Это не совет. Константин Сергеевич, как человек умный, сам разберется, как ему быть. Впереди весна, время возрождения...
| |