|
Фестиваль короткометражных фильмов/Дебюты 2011 пройдет в Москве с 15 по 19 декабря. Программу, состоящую из игровых, документальных и анимационных картин, покажут сразу в трех кинотеатрах - «Художественный», «Звезда» и «Факел». Помимо основного конкурса и внеконкурсной программы, в рамках фестиваля пройдет специальный показ под названием «Некинематографическая территория. Осетия» - документальные работы молодых осетинских режиссеров.
Основной конкурс: переполох в грузинском семействе и нарисованная биография Прокофьева
Конкурсная программа фестиваля в этом году стала международной: соревноваться с российскими режиссерами, выпускниками кинематографических вузов, будут представители США, Греции, Аргентины, Франции, Ирландии и Канады. Всего в основной программе представлены 33 фильма.
«Азниф» выпускника ВГИКа Эдуарда Оганесяна - зарисовка из жизни многолюдной и шумной тбилисской семьи. За обеденным столом собираются родители, дети, братья и сестры - все, кроме бабушки Азниф, которая неподвижно лежит на кровати в углу комнаты. То, что она еще жива, ясно лишь по запотевшему зеркальцу, которое мальчик Эдо периодически подносит к ее лицу. Внезапно застолье прерывается переполохом на улице, на шум сбегаются все соседи, начинается паника, остановить которую, как это ни странно, сможет лишь бабушка Азниф.
Греческий фильм «Казус белли» участвовал в многочисленных международных киносмотрах и входил в программу короткого метра последнего Роттердамского фестиваля. Режиссер Георджиос Зоис изобразил современный мир как непрерывную очередь: люди выстраиваются друг за другом и в магазинах, и в картинных галереях, чтобы попасть в туалет в модном клубе и чтобы получить бесплатную еду. Эта непрерывная цепочка только на первый взгляд кажется нерушимой, однако один человек, уставший от вечного ожидания, способен нарушить равновесие.
Программу документального кино сложно объединить одной темой: здесь и личные истории режиссеров, вроде фильма-путешествия «Diary air» Станислава Федосова, и наблюдения за окружающим миром, например, с помощью сброшенной с моста камеры в ленте канадца Тревора Андерсона «Высокий мост». Ева Перволовичи сняла необычную пару, белорусскую девушку Любу и француза Бена, которые вместе бродяжничают и пытаются общаться, несмотря на языковой барьер («Люба Бен»). Особое место в документальной подборке занимают биографические фильмы, посвященные известным людям. Так ирландец Дермотт Петти провел своеобразное расследование достоверности одного из эпизодов биографии певца Тома Уэйтса в картине «Уэйтс влюблен».
Режиссер Юлия Титова пользуется не совсем привычным для документалистики приемом, ее «Четвертый апельсин. Сергей Прокофьев» - нарисованная история жизни известного русского композитора. За 13 минут экранного времени герой будто бы сам рассказывает свою биографию: как в детстве слушал игру матери на пианино, как впервые пытался записать придуманную музыку, как в 13 лет поступил в Консерваторию, как побеждал в конкурсах, как уехал за границу во время Революции и как вернулся в Россию, уже знаменитым на весь мир. Нарисованные апельсины присутствуют в фильме в больших количествах.
Для анимации на фестивале выделена отдельная программа, которую откроют работы российских режиссеров-мультипликаторов. Александра Шадрина, работающая в школе-студии «Шар», нарисовала трогательную историю любви застенчивой девушки и робкого почтальона под названием «Штормовое предупреждение». Героиня молча пишет и отправляет письма, герой также молча их приносит - и так день за днем. Но однажды на улице начинается настоящий шторм, и двум влюбленным ничего не остается, как также безмолвно признаться друг другу в своих чувствах - тем более, что шум ветра все равно заглушил бы слова. Не последнюю роль в этой истории играют гуси.
Вслед за этим можно будет посмотреть работу еще одной ученицы студии «Шар», Анны Шепиловой. Ее «Джалиль» - короткая и пронзительная зарисовка о маленьком мальчике, который, кажется, остался совсем один в мрачном постапокалиптическом мире и увлеченно лепит из песка красивый замок.
Режиссер-аниматор киностудии «Аргус» Наталья Мальгина придумала историю под названием «Оська-святой» про мальчика, который, оставшись сиротой, решил, во что бы то ни стало, стать святым. Он поступает на службу к деспотичной аптекарше, которая обещает исполнить его желание через 20 лет. Оська смешивает лекарства, тайком добавляя варенье и сахар в горькие микстуры и горчичники, и, по прошествии отведенных 20 лет, случается настоящее чудо.
Короткий метр от Австралии до Транссибирской магистрали
Внеконкурсная программа фестиваля разбита на несколько подборок, первая из которых получила название Creme de la creme, что с французского языка можно перевести как «самые сливки». И действительно, фильмы, собранные в этом блоке фестиваля, - победители престижнейших киносмотров мира, таких как Берлинале, Венецианский кинофестиваль и российский «Кинотавр».
Победители Берлинского фестиваля 2011 года - два фильма из Австралии. «Мини любит Джуниора» братьев Энди и Мэтта Маллинзов. Заслужившая особого упоминания жюри история девочки и мальчика, которые живут в небольшой деревушке на берегу моря. Мини влюблена в своего друга Джуниора, однако он больше увлечен морем, и девочка всеми способами должна переключить его внимание на себя. Вручая награду, члены жюри Берлинале отметили, что «настоящей любви не нужны слова, или, по крайней мере, их нужно совсем немного. Именно это и показано в трогательной истории двух детей на австралийском пляже».
Получившая Хрустального медведя Берлинале-2011 короткометражка «Лили» австралийца Казимира Берджесса, который полюбился судьям благодаря «трогательному и прекрасному изображению того, как девочка ухаживает за больным отцом. Все это вместе с восхитительной операторской работой создает незабываемое кинематографическое переживание».
Еще один триумфатор Берлинале-2011 фильм «Назад в реальность!» голландца Эверета де Брейера рассказывает о школьнике, «заболевшем» компьютерной игрой, где он сильный и смелый телохранитель у известной певицы. Виртуальная реальность настолько засасывает ребенка, что без посторонней помощи ему уже не обойтись - тут-то, в самый нужный момент, рядом оказывается девочка-одноклассница.
Вторая внеконкурсная подборка, «Испания. Четыре провинции», - самая обширная программа фестиваля, состоящая из 15 фильмов, - полностью посвящена Испании и подготовлена совместно с московским Институтом Сервантеса. А программа «UK independent, или Совершенно независимые Британцы» представит смелые кино-эксперименты режиссеров из Великобритании.
Best of Femina позволит увидеть лучшие работы одноименного фестиваля в Рио-де-Жанейро, а именно работы молодых бразильских режиссеров: история одинокого рэпера, выступающего в метро («Раз», Андре Лавакьяль) и мальчика, который больше всего на свете мечтает превратиться в монстра («Я бы хотел быть монстром», Марао). Также в программе игровой фильм про осиротевшую девочку («Время детей», Вагнер Новаис) и документальная лента «Таба» Маркоса Пименталя про племенные войны в городах XXI века.
В отдельные подборки организаторы фестиваля собрали фильмы о моде и о космосе. Программы получили вполне говорящие названия: Fashion in shorts и Sound in space. Первая включает в себя в основном рекламные ролики для брендов модной одежды. Например, стоп-моушн «Холодный метод» Джуста Вандебрага для одноименного бренда и его же фильм «Воспоминание», созданный совместно с журналом Volt или же абстрактные видеозарисовки о стиле и его влиянии на жизнь людей, как история женщин-жертв имиджа «Под защитой» режиссера Мишель-Эме. Вторая посвящена людям, одержимым космосом, пришельцами или же мировым господством, как герой анимационной картины голландцев Ремко Полмана и Вилфреда Оттенхайма «Правила Диркьяна».
«Киноальманахи» - совместный проект МФкФ и Музея кино - познакомит зрителя с раритетными работами из архивов Мосфильма. В начале 80-х годов на киностудии было создано творческое объединение «Дебют», целью которого была поддержка начинающих режиссеров. В результате работы свет увидели 3 киноальманаха, каждый из которых включал в себя 2-3 новеллы - именно эти подборки и будут показаны на фестивале.
Завершит внеконкурсные программы проект «Кинопоезд», созданный при поддержке европейской сети ассоциаций молодых кинематографистов NISI MASA. Режиссеры Динеш Наги, Лео Брюгге и Анна Дмитриева наблюдали за тем, как дети, живущие на окраинах разных российских городов, сами создают для себя игровые площадки - в результате появилась документальная лента «Игровая площадка». Короткометражка «Территория» Моники Баптисты, Филипа Сычыньски и Евгения Горяинова - история случайных попутчиков, связанных общим трагическим прошлым, а псевдодокументальная лента «Код Ленина» Никиты Сутырина, Моники Котеки и Жюльена Пьерреффе раскрывает секретную информацию, которую якобы хранят статуи Ленина. Также в этой подборке можно увидеть сразу два фильма, снятых в поездах, идущих по Транссибирской магистрали: «Голоса транссиба» и «Между снов».
Наталия Григорьева
| |