|
Россия снимет эмбарго на экспорт зерна, как только прояснится ситуация с урожаем. Об этом заявил Дмитрий Медведев в понедельник в Воронежской области.
После аномальной жары президент инспектирует ситуацию в сельском хозяйстве и цены на основные продукты питания. На этот раз в поле зрения попали картофель и хлеб.
Это был тот случай, когда цель физической работы не в том, чтобы собрать урожай, а в том, чтобы убедиться - урожая тут нет. «Нет ничего», - показывает президент пустой куст.
Картошка, лук и капуста с другого поля выглядели вполне прилично, потому что их все лето поливали. Вообще в мелиорации нового ничего нет. В Воронежской области, например, ее внедрял еще занимавшийся сельским хозяйством писатель Андрей Платонов. Проблема только в том, что многое в последнее время развалили.
«Мне в Саратове рассказывали: здоровая труба такая проходила, по которой вода шла. Ну и что? Их по кускам продают. В трубу когда-то закапывали народные деньги. Очень большие, кстати. Сейчас эту трубу на части режут и продают. За это нужно руки отрубать: нужно обращаться в прокуратуру и возбуждать уголовные дела», - говорит президент России.
Про спекулянтов Платонов тоже писал, недоумевая, как это - сбили цену до трех рублей за пуд, а она через какое-то время снова девять. Нужны, считал писатель, специальные счетоводы с проверками.
И на мукомольные комбинаты, и на хлебозаводы Воронежа проверяющие сейчас приходят часто. В конце августа за неделю цена муки вдруг выросла на двадцать процентов. И если учесть, что до этого в два раза стала дороже гречка, то очевидно: с точки зрения роста цен на продукты Воронежская область - типичный представитель российских регионов.
На одном мукомольном предприятии проверка была на прошлой неделе. Итоги еще неизвестны. Президенту в понедельник показывали продукцию с ценниками, на которых значились вполне приемлемые цифры.
«Цены не президентские, реальные?» - спрашивает Дмитрий Медведев . «Реальные, реальные», - убеждают его.
Чтобы сравнить цены, президент выбрал магазин «Визит», который к такому визиту был не готов. Цены - 11,5 рубля за батон белого и 16 рублей за черный - были названы вполне приемлемыми. Но выяснилось, что гречку всю раскупили.
«Я продолжаю контрольные поездки по регионам. Потому что, к сожалению, на собственном опыте убедился, что если снимаешь дело с личного контроля, в какой-то момент наша бюрократическая система перестает работать. Есть группы товаров, которые ввиду спекулятивного всплеска либо исчезли, либо цены на них существенно подросли. Это, прежде всего, пресловутая гречка. Я надеюсь, что министерство до конца отследит. И при получении тех поставок, которые сейчас должны придти, все меры будут приняты. Включая и меры, которые находятся в сфере ответственности правоохранительных органов», - говорит президент России.
Такие встречи будут продолжены. Аграрии в ответ говорили, что хотели бы лучше понимать все правила, например, про экспорт зерна.
«Это вынужденная, но временная мера, - подтвердил глава государства. - Как только будет понятно, сколько мы собрали, эмбарго будет снято».
Говоря о росте цен, аграрии напоминали, что есть тут и объективные причины - подорожали, например, горюче-смазочные материалы. А еще спрашивали, не бросит ли их государство? Не бросит, сказал Дмитрий Медведев.
Из нынешнего лета решили извлечь уроки. Избежать повторения таких температур, конечно, невозможно, но получилось, что нельзя и застраховаться. В общем, жаловались на страховщиков.
«У них задача одна - побольше собрать страховых взносов и поменьше заплатить, - говорит Виктор Ермилов, гендиректор тамбовского предприятия "Избердей". - Они всегда найдут какой-нибудь изъян в сельском хозяйстве».
«Это системная проблема, - согласился президент РФ. - Нормального страхования в сельском хозяйстве нет».
В правительстве сейчас обсуждают этот вопрос. Медведев напомнил, что решение должно устроить обе стороны. Смысл такой работы не в том, чтобы кого-то наказать, а в том, чтобы был результат. То есть как минимум остановить цены и вернуть гречку.
| |