|
В минской «Галерее Ў" прошла пресс-конференция учредителей общественного Болонского комитета, на которой эксперты представили свою позицию в вопросах интеграции белорусского высшего образования в Болонский процесс.
Ситуацию со вступлением Беларуси в Болонский процесс прокомментировали независимый эксперт Владимир Дунаев, эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич, независимый эксперт Ирина Виданова и представитель МПГ «Студэнская Рада» Алесь Крот.
Пресс-конференция была организована с целью представления широкой общественности тезисов альтернативного доклада о готовности беларусского высшего образования к включению в Европейское пространство высшего образования, а также «дорожной карты» - плана действий, который обеспечил бы реальное, а не формальное участие Беларуси в Болонском процессе. Эти документы были направлены в Болонский секретариат вслед за официальным пакетом заявочных документов Министерства образования РБ, сообщает служба информации консорциума «ЕвроБеларусь».
- Беларусская система высшего образования на данный момент не готова вступить в Европейское пространство высшего образования без серьезного реформирования высшей школы, - говорит Владимир Дунаев, независимый эксперт в области образования. - Наше образование политически и законодательно находится не в русле задач, которые необходимо решить перед входом в европейское пространство высшего образования. К сожалению, мы двигаемся в другом направлении. Так, Кодекс об образовании закрепил тот изоляционизм белорусского высшего образования, который наблюдается с 2004 года. Существует ряд других проблем. Сама структура белорусского высшего образования не коррелирует с архитектурой Болонского процесса. Есть проблема непризнания в Беларуси степеней, полученных за рубежом, отсутствие мобильности студентов. Отсутствует реальное участие общественности и студентов в управлении вузами. Нет автономии университетов. Наблюдается политизация высшего образования, а вузы становятся инструментами преследования инакомыслящих.
- Вхождение Беларуси в Болонский процесс нужно рассматривать отнюдь не с формальной, но с содержательной точки зрения, - убеждена эксперт Агентства гуманитарных технологий Светлана Мацкевич. - А это означает осуществление академических свобод и изменение системы управления высшим образованием. Правительство должно освободить университеты от ведомственной подчиненности, обеспечив самоуправление. Ведь ректора, назначаемые министерством образования, зависят от властей и не несут ответственности перед академическим сообществом и субъектами рынка труда. Следствием этого является низкое качество образования. Правда, наше правительство хвалится внедрением системы менеджмента качества в вузах. Но кто оценивает это качество? Министерство образования, внедрившее стандарты, оценивает само себя. Независимые, объективные оценки качества образования не проводились.
Напоминаем, что решение о присоединении Беларуси к Европейскому пространству высшего образования может быть принято уже в апреле 2012 года на Саммите министров образования стран-участниц Болонского процесса. Вступив в Болонский процесс, Беларусь имеет шанс реально реформировать свою систему высшего образования в духе интернационализации и либерализации. Общественный Болонский комитет был учрежден на базе Национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства с целью содействовать полноценному вступлению Беларуси в европейское пространство высшего образования.
| |