|
Выставка, посвященная юбилею балетмейстера Юрия Григоровича, открывается в Москве. В экспозиции - фотографии, эскизы декораций и костюмов к его знаменитым спектаклям: «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Спартак». Сам Григорович признался, что такого богатого архива нет даже у него дома.
Рассмотреть фотографии ему не дают фотографы. Юрий Григорович шутит: снимков еще на одну выставку хватит. Спартак, Щелкунчик, князь Игорь - страницы его танцевальной биографии. А с этих снимков начинается карьера балетмейстера - детский спектакль «Аистенок» в Ленинградском Доме культуры.
Сейчас, почти в 85, его день расписан по минутам: руководит Краснодарским театром балета и работает в Большом, куда вернулся 10 лет назад. С новой сцены на историческую он переносит свои легендарные спектакли.
«Тот период, о котором я говорил, самый трудный. Это не только параметры или размеры декораций. Это все и другой совершенно характер!» - говорит народный артист СССР Юрий Григорович.
Характер в его спектаклях чувствовался с самой первой крупной постановки. Когда в «Каменном цветке» в классическую хореографию он добавил элементы народного танца - его тут же окрестили «новатором».
«Он уходит от драмбалетов, существовавших на тот период и процветавших. Он сознательно делает танец основой любого балета, уходя от пантомимы», - утверждает куратор выставки Ирина Гамула.
В начале 60-х критики были уверены: именно Юрий Григорович выведет из творческого кризиса советскую хореографию сталинского образца. И он не побоялся неожиданных финалов. Например, Джульетта в его балете просыпается, когда Ромео еще жив.
За 30 лет пребывания во главе Большого театра Григорович развил и усложнил технику мужского танца, который до него зачастую сводился только к поддержкам. Именно «Спартак» долгие годы считался «визитной карточкой» Большого. Балет, открывший имена Мариса Лиепы и Владимира Васильева, сделал Юрия Григоровича лауреатом Ленинской премии.
«Уникальная ленинградская, вагановская школа, божий дар балетмейстера. Помимо знания классического танца он потрясающий режиссер», - говорит народная артистка СССР Светлана Адырхаева.
Талант Юрия Григоровича еще в «Аистенке» заметил художник Симон Вирсаладзе, оформивший почти все его балеты. На выставке «Архитектура пламени» - эскизы декораций и костюмов к «Легенде о любви», «Золотому веку», «Ивану Грозному».
«Как сказать, какой ваш любимый ребенок, как спрашивают маму? Ну, последний ребенок. Дело в том, что последнего ребенка я как раз и собираюсь восстановить в Большом театре. Это "Иван Грозный" Прокофьева», - рассказывает Григорович.
Балет, который Юрий Григорович поставил в 75-м, а через год повторил в парижской Гранд-Опера. И вот снова назначена дата премьеры - 8 ноября следующего года.
| |