|
В серии «Архитектурное наследие России» издана книга о знаменитом зодчем Фёдоре Шехтеле. Российский архитектор, живописец, график рубежа XIX-XX века работал в стиле модерн. Он - автор зданий МХАТа, Политехнического музея, Ярославского вокзала, кинотеатра «Художественный».
Правнучки Фёдора Шехтеля как семейный фотоальбом рассматривают книгу, посвященную их великому предку. Спорят - кто из потомков архитектора больше на него похож. Марьяна Владимировна говорит: ее отец - заслуженный артист России Вадим Тонков, больше известный в Советском Союзе как Вероника Маврикиевна, участник знаменитого эстрадного дуэта «бабушек».
«Удивительное сходство!» - считает правнучка Федора Шехтеля Марьяна Бачко. - И когда было столетие Шехтеля, отмечалось это в Доме архитектора, папа раздевался, в раздевалке висели афиши с этой фотографией, все говорили: «Живой Шехтель пошел!»
Кира Сергеевна кузине возражает: «Нет, вылитый Шехтель - мой сын». Фёдор Ращевский пошел по стопам прапрадеда. Работает по шехтелевским принципам, которые за 130 лет нисколько не устарели. «Вы никогда не поймете снаружи - что внутри, - рассуждает он. - И, находясь внутри, вы никогда не поймете - в каком месте фасада находитесь. Это совсем другой принцип. Не проектирование такое архаичное: вы рисуете красивый фасад, у вас там ордер, цоколь, за этим анфилада комнат. А вот ему было интересно играть с этими кубиками».
Потомок влиятельных немецких торговцев Франц-Альберт (по-русски Фёдор Осипович) Шехтель учился с Исааком Левитаном, оформлял спектакли и иллюстрировал сатирический журнал «Будильник», в котором печатался его друг Антон Чехов. В конце 1880-х начал проектировать дома для богатейших людей того времени. Особняк банкиров Рябушинских на Малой Никитской - дом-загадка. С улицы не сразу поймешь - сколько в нем этажей. Все окна разной формы, внутри - лестница, в которой, как говорят специалисты, «выплеснулся весь модерн». В 30-е, после возвращения из Италии, здесь поселился Максим Горький. Писатель, рассказывают, дом ненавидел. Известен случай: один из гостей поднял тост за хозяина дома, Горький грубо перебил. «Я - не хозяин. Хозяин - Моссовет!» - заявил он, после чего встал и вышел из комнаты. Правнучки Федора Шехтеля думают, что пролетарскому писателю неуютно было среди этой буржуазной роскоши.
«Архитектура Шехтеля вся сюжетная, - отмечает Марьяна Бачко. - Вот в каждом доме есть сюжет: в каком-то - сказка, в каком-то - рассказ, романс. Но это придает человеку возможность фантазировать, размышлять».
Похожий на замок особняк на Садовой-Черногрязской - заказ железнодорожных магнатов фон Дервизов. Интерьеры здания сегодня можно увидеть разве что в книге, что хранится за глухим забором Института экспериментальной медицины, куда посторонним вход воспрещен. А особняк с башенкой в Ермолаевском переулке в 1896-м Шехтель построил для себя. Сейчас в здании - посольство Уругвая.
«Любимый цветок прабабушки - ирис - здесь изображен, - замечает Кира Лазарева. - Он стал символом модерна».
Позже Шехтель с женой и тремя детьми переселился на Большую Садовую. Построил дом попросторнее и попрактичнее. На Большую Садовую в гости к Шехтелю захаживал Маяковский, художники Ларионов и Гончарова. Они были друзьями детей архитектора. Специально для молодежи Фёдор Шехтель обустроил площадку на крыше. Футуристы и авангардисты любили там собираться. Здесь он и жил до 17-го года. Проектировал во флигеле-мастерской, преподавал, участвовал в выставках. Во время революции его настойчиво звали в Швецию и Францию. Но он остался.
«Моя родина - Россия, и я приму все, что принимает она», - сказал архитектор. И потерял все - мастерскую, заказчиков, собственный дом. Ему пришлось переехать к дочери в коммунальную квартиру. Его проекты отклонялись один за другим: модернистские красоты не отвечают требованиям революционного времени, говорили чиновники.
«Он после революции построил только павильон для выставки в Таджикистане и постамент памятника Островскому у Малого театра», - сообщает искусствовед Евгения Кириченко.
Удар, который приблизил смерть Фёдора Осиповича: мавзолей Ленина доверили строить его ученику Алексею Щусеву, хотя проекты двух архитекторов были похожи. Шехтель взял за основу египетскую пирамиду, Щусев - пирамиду майя.
Фёдор Шехтель умер в 1926 году. Его дома отдали под государственные учреждения, но самого будто вычеркнули из истории архитектуры. Полвека имя автора Ярославского вокзала и МХАТа, кинотеатра «Художественный» и Политехнического музея возвращалось в учебники и словари. Теперь с него начинается многотомник «Архитектурное наследие России», который станет самой полной энциклопедией русского зодчества.
| |