|
Военно-техническое сотрудничество остается одной из главных тем для обсуждения между Россией и Индией. Очередной контракт должен быть подписан в пятницу, и в целом большинство индийского оружия произведено Россией. Однако индусы все чаще предпочитают закупать вооружения у США и Израиля. Эксперты рассказали, почему это происходит.
Москва и Дели пытаются «сохранить хорошую мину при плохой игре», демонстрируя готовность развивать военно-техническое сотрудничество на фоне целой череды провалов российского оружия в индийских тендерах. Только за этот год Индия отказалась от закупки наших перспективных истребителей МиГ-35, ударных вертолетов Ми-28Н, военно-транспортных самолетов Ил-76, предпочтя им западноевропейские и американские машины. На этом фоне начался визит в Россию премьер министра Индии Манмохана Сингха, в рамках которого он намерен подписать соглашение о поставке дополнительной партии из 42 многофункциональных истребителей Су-30МКИ.
Российско-индийские отношения в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) всегда имели стратегическое значение. С 60-х годов прошлого века Москва поставила Дели вооружений и военной техники на $35 млрд. Почти 70% индийской военной техники - российского производства. Те же истребители Су-30МКИ наравне с российскими танками Т-90 считаются в Индии стратегическим вооружением- по значению в расстановке сил в регионе.
Именно поэтому, даже создав свой танк «Арджун», Дели все равно купил у Москвы дополнительную партию из 150 Т-90. Несмотря на третью по счету катастрофу истребителя Су-30МКИ, намерен закупить дополнительную партию из 42 машино-комплектов для самостоятельной сборки истребителей Су-30МКИ на мощностях авиастроительной корпорации HAL. Однако на этом перспективы сотрудничества в оборонной сфере для обоих государств практически заканчиваются.
«В этом нет парадокса, - уверен глава Центра АСТ Руслан Пухов. - Просто мы привыкли, что Дели покупал много техники за небольшие деньги. Сегодня ежегодный прирост ВВП Индии составляет девять процентов. У страны появились средства, а с ними и амбиции покупать то, что хочется. А в этом плане у нас много белых пятен. В результате индийцы обращаются к европейцам и американцам».
Так, мы проиграли тендер на поставку военно-транспортных самолетов. Вместо наших Ил-76, Дели предпочел купить 6 американских C-130J-30 Super Hercules. За них заплатили почти $1 млрд. Цифра астрономическая, если учесть, что Ил-76 обошлись бы значительно дешевле. Но, видимо, индийская сторона руководствовалась не столько ценой вопроса, сколько учла печальный опыт Китая, заключившего с Россией «эпохальный» контракт на поставку 40 военно-транспортных самолетов Ил-76 в 2005 году.
Их обещали построить для Поднебесной за $1 млрд. Но так и не построили. Серийного производства Ил-76 в России не существует. За счет китайских средств его, видимо, и планировали наладить, перенеся производственные мощности с Ташкентского авиазавода в Воронеж, а затем в Ульяновск. Но в итоге так этого и не сделали.
Несмотря на то, что МиГ-35 и Ми-28Н лучше своих конкурентов по боевым характеристикам, они проиграли в тендере по той же причине. МиГ-35 существует в единичном экземпляре. Главный козырь машины - РЛС «Жук-АЭ» с активной фазированной решеткой. Ее, к слову, планируют устанавливать на новые Су-30МКИ для Индии. До ее появления такие локаторы устанавливались лишь на самых современных американских истребителях, а Западная Европа создать их пока не смогла. Установка этого комплекса вплотную приближала МиГ-35 к западным конкурентам.
На предыдущих наших самолетах устанавливались параболические или щелевые антенны. Они имели по одному приемнику и передатчику сигнала. Активная фазированная антенная решетка построена по принципу пчелиной соты, состоящей из 680 миниатюрных приемо-передающих устройств. Такая антенна монолитна. Это экономит не только вес устройства (ей электродвигатели больше не нужны), но и на порядок сокращает время обнаружения радаром целей - сканирующий луч перебрасывается из одной точки антенны в другую в доли секунды.
Угол зрения у нового «Жука» плюс-минус 60 градусов. Дальнозоркость - 140 км. Он может одновременно сопровождать 30, а обстреливать шесть целей. Причем как в воздухе, так и на земле. При этом новая антенна позволяет решать еще ряд задач: передавать данные о тактической обстановке на другие самолеты, вести радиолокационную борьбу, картографирование местности. Но, как и истребитель, она существует в единичном экземпляре и не производится серийно.
Ми-28Н хоть и производится серийно, но все еще находится в стадии доводки. Платить за это из своих средств Дели не намерен. Индия уже наступала на эти грабли с нашими зенитно-ракетными комплексами «Ураган», устанавливаемыми на индийских фрегатах типа «Тальвар», с нашими реактивными системами залпового огня «Смерч», авианесущим крейсером «Адмирал Горшков» («Викрамадитья») и наконец, атомной подводной лодкой «Нерпа», передачу в аренду которой Москва отодвигает из года в год. Правда, в пятницу глава ФС ВТС Михаил Дмитриев заявил, что «Викрамадитья» будет передана индийской стороне до конца следующего года, а АПЛ «Нерпа» - до конца этого.
Этими «проколами» активно пользуются наши конкуренты. Прежде всего, Израиль и США, готовые быстро поставить, вовремя обслужить, снабдить запасными частями свою технику. Сегодня американское присутствие в нашей зоне влияния чувствуется как никогда. Вашингтон предлагает Дели все: от военно-транспортных самолетов, авианосцев и ударных вертолетов - до истребителей пятого поколения F-35. Израильтяне вытесняют нас с ниши радиолокации, электроники, систем противоракетной обороны.
«Ситуация сложная, - говорит профессор Академии военных наук Вадим Козюлин, но не столь однозначная, как кажется на первый взгляд. - Например, Индия принимает участие в совместном проекте по производству сверхзвуковой противокорабельной ракеты "БраМос", намерена совместно с нами разрабатывать истребитель 5-го поколения».
Наравне с Су-30МКИ, «БраМос» - один из немногих удачных и действительно перспективных проектов сотрудничества Москвы и Дели. В перспективе, как говорит глава Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян, «БраМос» будет интегрирован в состав вооружения истребителей «Су», что сделает индийские машины еще более перспективными для индийских военных.
В создание истребителя пятого поколения Дели готов потратить $25 млрд. Или по $100 млн. за один самолет, что говорит о высокой оценке индийской стороной потенциала будущей машины, создающейся на базе российского истребителя Т-50. Первый полет индийской машины должен стояться в 2017-м. Кроме того, индийцы рассчитывают получить 45 самолетов MTA (средних военно-транспортных самолетов) создаваемых совместно с российской корпорацией «Иркут».
«Индии, конечно, есть из чего сегодня выбирать, - утверждает Руслан Пухов. - Это сегодняшняя особенность страны. Но если объективно сравнить нашу долю рынка до прихода американцев и после, то она ненамного изменилась. Просто индийцы стали больше покупать не у нас, а на Западе. Но выводы из этого, бесспорно, делать необходимо».
| |