|
За эффектными позами и внешней бравадой во время состоявшейся 15 декабря «прямой линии» с Владимиром Путиным можно было заметить редкий для него момент искренности
За эффектными позами и внешней бравадой во время состоявшейся 15 декабря «прямой линии» с Владимиром Путиным можно было заметить редкий для него момент искренности.
Это произошло, когда Путина попросили высказаться о бывшем министре финансов Алексее Кудрине, в конце сентября под давлением сверху вышедшем в отставку после публичной размолвки с президентом Дмитрием Медведевым.
«Алексей Леонидович Кудрин никуда из моей команды не уходил, - заявил Путин, - это мой давний и очень добрый товарищ. Я скажу, что это мой друг. Он очень многое сделал для укрепления экономики страны. Я горжусь, что у меня в правительстве работал такой человек. Такие люди нужны и в действующем правительстве и в будущем».
В этих замечаниях Путина можно увидеть тонкий вызов Медведеву, потребовавшему отставки Кудрина после того, как министр финансов подверг критике планы президента по увеличению военных расходов на ближайшие три года на 65 миллиардов долларов. (Эта столь редкая публичная стычка произошла всего через несколько дней после того, как Путин объявил, что собирается вернуться в Кремль в будущем году и рассказал о своих планах сделать Медведева своим премьер-министром. Кудрин, по сообщениям, совсем не обрадовался этой новой должностной рокировке).
Однако за этим стоит нечто большее. Это заявление премьер-министра также является знаком того, что Кудрин сохраняет свое влияние несмотря на отставку три месяца тому назад.
Неясно, вернется ли Кудрин к правительственной службе - жест, который бы наверняка взбодрил бы нервных инвесторов - или продолжит процесс создания либеральной политической партии.
Но он остается игроком - не таким, кто побоится высказаться о современном политическом тупике.
В своих комментариях журналистам через несколько часов после выступления Путина в четверг Кудрин дал понять, что в данный момент его симпатии на стороне десятков тысяч антикремлевских демонстрантов, которые вышли на улицы 10 декабря в знак протеста против обмана на выборах и планируют сделать то же 24 декабря.
«Я сам поддерживаю честные выборы, - заявил Кудрин журналистам, - Считаю, что прошедшие выборы были с нарушениями, и до сих пор мы не слышим адекватного отчета от людей, ответственных за эти выборы, в целом от власти».
Он также упрекнул Путина за пренебрежительный комментарий последнего в адрес массовых демонстраций, состоявшихся в Москве 10 декабря. «Я с таким отношением к участникам протестов не согласен ... нет необходимости провоцировать их», - заявил Кудрин, беседуя с журналистами в Москве.
Кудрин - наиболее высокопоставленный член путинской команды, выступивший настолько ясно и публично в поддержку протестующих. И его положение таково, что его нельзя не услышать.
Путин и Кудрин, и правда, большие друзья; их дружба зародилась еще в 1990 годы, в то время, когда они вместе работали в администрации Санкт-Петербурга под руководством мэра Анатолия Собчака. (Как я не раз уже упоминал, Кудрин широко известен как единственный чиновник, которому официально было дозволено обращаться к Путину на «ты» в частных беседах).
Помимо личной близости, Путин с глубоким уважением относится к профессиональным качествам Кудрина; он поручил поддерживать порядок в российской бюджетно-налоговой системе, пока он занимается укреплением политической власти и усилением вертикали власти.
Бдительность Кудрина, его строгое отношение к финансовой дисциплине нередко приводили к конфликтам с другими членами правящего круга, особенно часто с заместителем премьер-министра Игорем Сечиным, осуществляющим надзор за энергетическим сектором и являющимся неформальным лидером ветеранов органов госбезопасности, близких к Путину - так называемого клана силовиков.
Сечин, испытывающий намного меньше симпатии к налоговой дисциплине, чем Кудрин, неоднократно пытался добиться увольнения Кудрина. Но каждый раз, когда он оказывался под угрозой, по крайней мере, до недавней размолвки с Медведевым, Путин поддерживал его.
В своей общественной карьере Кудрин обычно старался держаться подальше от политики, предпочитая играть роль компетентного технократа. Все изменилось в начале этого года, когда он начал говорить о необходимости политической реформы, доказывая, что без нее настоящая экономическая модернизация невозможна.
В своем февральском выступлении на Красноярском экономическом форуме Кудрин заявил, что Россия нуждается во всеобщих открытых выборах, утверждая, что, чтобы сделать сложный и болезненный экономический выбор, правительству потребуется «мандат доверия» от российского народа.
А в марте, появившись на форуме «Россия и мир: в поисках стратегии инвестирования», Кудрин снова поднял этот вопрос:
«Эта страна нуждается в институте, который бы обеспечил нам участие в составлении правил и их применении, - заявил он. - На самом деле, у нас уже есть подобный институт: я имею в виду выборы».
Путин не внял призывам Кудрина к политической либерализации, которые ныне выглядят пророческими. Послушает ли он совета своего старого друга и коллеги на этот раз?
| |