|
В воскресенье Национальная опера открыла свой 143-й сезон «Ярославом Мудрым» Георгия Майбороды. 11 сентября к ней присоединится Муниципальный театр оперы и балета, а еще через несколько дней - Киевская оперетта. О новых постановках и старых проблемах столичных музыкальных театров - ЮЛИЯ БЕНТЯ.
Можно предположить, что последняя премьера прошлого сезона в Национальной опере - «Золушка» Россини - настолько утомила не привыкших к белькантовым сложностям вокалистов, что лозунг «итальянское - значит лучшее» здесь постепенно теряет свою привлекательность и актуальность. Вместо этого руководство театра придумало новую тему для творческой работы - «История Киева в операх и балетах», под который в нынешнем сезоне будут подверстаны первопрочтение балета «Властелин Борисфена» Евгения Станковича, оперы «Руслан и Людмила» Глинки и «Хованщина» Мусоргского.
Яркий русский акцент двух последних произведений будет слышен не только в музыке: Национальная опера сейчас ведет переговоры с Мариинским театром о буквальном переносе петербургских спектаклей на киевскую сцену - с той же режиссурой, в тех же декорациях. Если прибавить к этому запланированное на конец года возобновление «Сельской чести» Масканьи (дирижер Иван Гамкало обещает сохранить режиссерское решение спектакля, придуманное покойным Владимиром Бегмой) и не брать во внимание призрачную возможность постановки вердиевского «Дона Карлоса», то по степени вторичности и конъюнктурности предстоящий сезон главного музыкального театра страны бьет все рекорды.
Не самые легкие времена переживает Муниципальный театр оперы и балета. Даже громкий успех недавней премьеры «Груди Тиресия» (опера Франсиса Пуленка в постановке Дмитрия Тодорюка в будущем сезоне будет показана еще пять раз) не в состоянии был вытащить театр из финансовой пропасти. Лечить ситуацию здесь планируют новыми спектаклями для детей и зарубежными гастролями. По первому пункту проходят мюзикл «Двенадцать месяцев» Сергея Баневича в постановке Оксаны Тараненко (готовится на середину декабря) и балет «Доктор Айболит» Юрия Шевченко (его премьеру отодвинули к концу сезона). Что до гастролей, то театр планирует в феврале показать в швейцарском Базеле свою «Травиату», которая к этому времени уже должна быть обкатана на домашней сцене.
Первая премьера Киевской оперетты в новом сезоне запланирована на конец октября, и это будет «Бал в Савойе» Пала Абрахама - партитура, которую принято называть последней опереттой (дальше они превратились в мюзиклы). Этот спектакль, а также возобновление знаменитого «Цыганского барона», который не появлялся на сцене несколько лет, по сложившейся в последние годы традиции взял на себя руководитель театра Богдан Струтинский. С классической опереттой несколько контрастирует замысел Сергея Смияна: задуманная им хореографическая хоровая композиция «Welcome to Ukraine» основана на генетически модифицированном обрядовом фольклоре, а поэтому станет то ли очередной версией «Времен года», то ли нелишним напоминанием о до сих пор не поставленной фолк-опере «Цвет папоротника» Евгения Станковича. Кроме того, будут детский мюзикл (произведение российских авторов, которое сейчас «идеологически адаптируют для отечественного юного зрителя»), традиционный Штраус-концерт и «Музыкальная гостиная» ко Дню музыки с романсами Сергея Рахманинова.
«Времена года» - камень преткновения театра «Киев модерн-балет», который в эти дни показывает в Китае своего «Щелкунчика». Балетные хиты Раду Поклитару на музыку современных классиков - «Underground», «Палата #6» - идут в Киеве и за его пределами на ура. Однако ни с Петерисом Васксом, ни с Арво Пяртом до сих пор не урегулирован вопрос об авторских правах - театру попросту нечем им заплатить. Именно это - одна из причин того, что будущая премьера «Киев модерн-балета» под рабочим названием «Времена года» репетируется на музыку древнего классика Антонио Вивальди, а не, допустим, бдительного современника Леонида Десятникова. По той же причине один из лучших театров Киева не может позволить себе смотреть дальше одной премьеры.
| |