|
Русские праздники, пожалуй, самая благодарная тема для художников. Ведь ничего не надо придумывать: готовая шикарная фактура. Яркие наряды - из сундуков доставалось все самое лучшее. Но, главное, какие эмоции! Сколько задора и готовности веселиться до утра.
Вкус народного застолья художники распробовали лишь в середине XVIII века - с появлением бытового жанра. В Русском музее - редкие образцы той эпохи. Веселье не знало сословий. На холстах в загуле все: и крестьяне, и дворяне. Тема праздников популярна у заказчиков, они хорошо платят. Авторы расширяют хороводно-застольные сюжеты. Один из самых востребованных уже в XIX веке - сватовство с его особой интригой. На «Смотринах невесты» у Николая Петрова угадывается любовный треугольник. Вот жених рядом с суженой, а вот при входе явно томимый страстью юноша. Но, кроме потехи и эстетики, художники выполняли куда более важную задачу. Они становятся бытописателями.
«Если бы не было этих картин, мы бы гораздо меньше знали про всю эту красоту, которая окружала наших предшественников, потому что литературные произведения, они не дают краски, они не дают цвета», - считает заместитель директора по научной работе Государственного Русского музея Евгения Петрова.
У Леонида Соломаткина городовые приходят в купеческий дом, как славильщики, то есть восславляют Христа в надежде на благодарность. Это все равно, что сегодня полицейские пришли бы колядовать в дом к предпринимателю. Описание быта, увлеченность внешним антуражем со временем поднимается у художников до философских обобщений. Ведь в праздники проявляются особенности национального характера.
«Вот мы сейчас ищем национальную идею, стоит задуматься, а что ж такое национальный характер, который в праздники очень ярко проявляется», - говорит директор Русского музея Владимир Гусев.
В советские годы народные гулянья - это уже демонстрации. По госзаказу. Но, по сути, мало что меняется. Киров принимает парад антично красивых физкультурников. Чем не крестный ход по-советски, только вместо хоругвей портрет Ильича. Казалось бы, тема праздника с ее аллегоричностью и карнавальным иносказанием могла бы стать подарком для диссидентов.
«Художники никогда к ней не обращались, чтобы продемонстрировать оппозиционность или показать фигу в кармане», - отмечает ведущий научный сотрудник Русского музея Павел Климов.
Выставка заканчивается на советской эпохе. Современные авторы праздники вниманием не жалуют, вздыхают исследователи. Люди предпочитают общаться в виртуальной сети, а не в тесной цепочке хоровода.
| |