|
Сообщения о смерти северокорейского лидера Ким Чен Ира уже заставили людей задуматься о том, готов ли к власти его сын, Ким Чон Ун.
Журнал Diplomat поговорил с о старшим научным сотрудником по исследованию Кореи и директором программы американско-корейской политики Совета по международным отношениям Скоттом Снайдером по поводу смерти Ким Чен Ира. - Были ли какие-то признаки или слухи о том, что смерть Ким Чен Ира неминуема?
- На самом деле Ким Чен Ир вел сравнительно активную жизнь, и казалось, что в 2011 году он восстановился лучше, чем ожидали многие.
- Все разговоры сегодня идут только о преемнике. Младший сын Кима, Ким Чон Ун, считается наиболее вероятным преемником - можно предположить, что он возьмет власть в свои руки?
- Ким Чон Ун был явно назначен преемником, его полностью поддержали Ким Чен Ир и его семья. Он был назван главой погребальной комиссии для Ким Чен Ира. Вероятно, существует система коллективного руководства, которая будет управлять в переходный период, но все события прошедшего года указывали на то, что Ким Чон Ун является ожидаемым преемником, и в рамках подготовки к этой роли он получал все больше полномочий внутри северокорейской системы.
- У него было достаточно времени, чтобы консолидировать свою власть?
- Эта передача власти происходит гораздо раньше, чем было в 1990-х, когда Ким Чен Ир перенял бразды правления у своего отца, Ким Ир Сена. Без спекуляций на тему того, поддержит ли армия процесс передачи власти, не обойтись. Но сейчас еще слишком рано говорить о том, с какими именно трудностями может столкнуться молодой Ким, став главой Северной Кореи.
- Насколько высок риск нестабильности в стране?
- Я считаю, что первоначальный шок переходного периода сыграет на руку тем, кто поддерживает ожидаемые планы передачи власти, но точно также вполне возможно представить, что в этот сравнительно нестабильный период за кулисами будут проводиться всевозможные маневры и разные игроки будут прощупывать почву.
Ким Чон Ун, похоже, уже начал расставлять по должностям своих людей, но сложно предположить, что подобный процесс можно считать состоявшимся или необратимым. Внутри северокорейского общества существует множество разломов, и есть сравнительно мало людей, способных «навести мосты» и связать воедину всю систему. Такая ситуация в интересах семьи Ким, остающейся центром влияния.
Однако мы не знаем, существуют ли расколы внутри самой семьи или разобщенность между семьей и бюрократией, которые могут привести к конфликту по мере того, как разворачиваются события.
- Как, по-вашему, отнесутся к смерти Ким Чен Ира обычные жители Северной Кореи?
- Обычные жители Северной Кореи знают, как скорбеть, и будут коллективно и масштабно оплакивать Ким Чен Ира точно так же, как они оплакивали Ким Ир Сена. Но глубина личного горя, вероятно, будет в этот раз меньше по сравнению со смертью Ким Ир Сена. Скорее всего, это объявление встречено большой обеспокоенностью по поводу неясного будущего и того, какое влияние передача власти окажет на жизнь на Севере.
«The Diplomat», Япония
| |