|
На историческую сцену Большого вернулся легендарный «Щелкунчик». Этот балет стал визитной карточкой не только Большого, но и главным рождественским и новогодним спектаклем театров по всему миру.
На историческую сцену Большого вернулся легендарный «Щелкунчик». Этот балет стал визитной карточкой не только Большого, но и главным рождественским и новогодним спектаклем театров по всему миру. О причинах популярности сказки Гофмана на музыку Чайковского задумалась обозреватель радио «Вести ФМ» Анна Кочарова.
Чтобы попасть на «Щелкунчика» публика готова стоять в очередях, платить кругленькие суммы за билеты. В следующем году этому балету исполнится 120 лет - впервые он был поставлен в Мариинском театре в 1892 году. В Большом появился в 1919, а в постановке Юрия Григоровчиа Щелкунчик на сцене театра уже 45 лет, и все эти годы не исчезает из афиши. Этот спектакль - сказка не только для зрителей, но и для самих танцоров, например, молодого исполнителя главной партии Артема Овчаренко.
«Для меня это сказка - буквально с первых нот», - говорит Овчаренко.
Нынешняя версия «Щелкунчика» в Большом отличается только составом. Все остальное - декорации и костюмы - в точности воссозданы в соответствии с эскизами художника Симона Вирсаладзе, который ставил этот спектакль вместе с Григоровичем в 66 году. Меняются лишь материалы - отмечает Алексей Лопаревич, который танцует в этом спектакле разные партии вот уже 30 лет.
«Это те же самые костюмы. Просто они обновляются. Немножко другой материал. Раньше была шерсть, сейчас эластик», - рассказал Лопаревич.
Главное качество хореографии Григоровича - ее музыкальность, делится впечатлениями прима-балерина Большого Нина Капцова. Она танцует в этом балете уже 13-й год.
«Настолько все музыкально поставлено - каждый жест, каждое движение. Очень приятно танцевать этот балет. Можно почувствовать себя как в сказке. Такие декорации, елка!» - говорит Капцова.
Своей сценической популярностью балет «Щелкунчик» во многом обязан легендарному хореографу Джорджу Баланчину. Именно с его легкой руки в 50-е годы ХХ века этот балет стал неотъемлемой частью новогодних театральных торжеств, рассказывает балетный критик Варвара Вязовкина. Свою версию балета стремится поставить каждый выдающийся хореограф.
«Морис Бежар вспоминает о матери; Мэтью Борн делает спектакль о детском приюте и посвящает его своему отцу; Дэвид Бинтли поставил очень интересную джазовую композицию на музыку обработки Дюка Элингтона. В большом театре "Щелкунчик" имеет свою историю, и это оригинальная постановка Юрия Николаевича Григоровича. Он доносит до зрителя самое зерно истории, он делает все это сном главной героини, Маши. И когда она просыпается, она понимает, что все это была сказка, все это нужно ждать», - говорит Вязовкина.
В этом году «Щелкунчик» можно увидеть на сцене Большого театра весь декабрь и часть января. Две версии - более традиционная художника Симона Вирсаладзе и относительно новая, во многом непривычная Михаила Шемякина - идут на сцене Мариинского театра. Своего «Щелкунчика» в Нью-Йорке недавно представил российский хореограф Алексей Ратманский, ну и, конечно же, постановка Баланчина, которую по сей день танцует труппа NY City Ballet и которую в этом году транслировали в американских кинотеатрах.
| |