|
Тревожное поведение говорит о том, что мозг не может вовремя распознать сигнал об опасности и не успевает заранее к ней подготовиться.
Мы привыкли считать, что тревожные, нервные люди отличаются сверхчувствительностью. Действительно, не потому ли они почти постоянно испытывают тревогу, что ощущают самые незначительные изменения в окружающем мире? Но психологи из Тель-Авивского университета (Израиль) в своих исследованиях пришли к парадоксальному выводу: по их мнению, повышенная тревожность - это следствие... толстокожести. Человек беспокоится из-за того, что вовремя не почувствовал, проглядел повод для волнений - и потом пожинает плоды своей невнимательности и «бесчувственности».
Для исследования учёные предложили пройти тест на тревожность 240 студентам. Десять процентов из них, показавшие максимальный уровень тревожности, и столько же минимально беспокоившихся были отобраны для участия в эксперименте. Участникам показывали серию «страшных изображений», начиная с наименее пугающих. Уровень страха, который возбуждали картинки, был ранжирован по 100-балльной шкале. От испытуемых требовалось сказать, на каком этапе они начинали испытывать страх. При этом люди с повышенной тревожностью начинали «трепетать» уже на 32-балльном уровне, а те, у кого тревожность была понижена, - при 39-балльной картинке.
Казалось бы, ничего удивительного. Но психологическое исследование сопровождалось регистрацией активности мозга участников с помощью ЭЭГ. И выяснилось, что мозг нетревожных людей начинает обрабатывать «страшные» сигналы гораздо раньше, чем мозг беспокойных индивидуумов. ЭЭГ перевернула картину: оказалось, что обычные люди начинают бояться раньше, чем обладатели повышенной тревожности. Просто «работа со страхом» не сразу оказывается доступной осознанию.
Как раз внешняя безбоязненность и есть признак адекватной, если не повышенной, психологической чувствительности. В статье, опубликованной в журнале Biological Psychology, авторы объясняют это так. Когда обычный человек чувствует опасность, он начинает к ней готовиться, просчитывать последствия и прикидывать шансы её избежать. Но поначалу все эти процессы протекают в подсознании. Таким образом, человек, ещё даже не осознав свой страх, уже готов к опасности, поэтому демонстрирует большее бесстрашие.
У людей с тревожностью сигнал об опасности вызывает куда более бурную реакцию, потому что они не чувствуют его загодя и не могут подготовиться к встрече со страхом; вся их реакция приходится на сознание. Отсюда своеобразный психологический парадокс: тревожные люди считаются более нежными и ранимыми благодаря «толстокожести» своего подсознания.
Подготовлено по материалам American Friends of Tel Aviv University.
| |