|
Нашему хоккею - 65! В день рождения мы попросили прокатиться на виртуальной машине времени легендарного тренера Виктора Тихонова, на чьих глазах прошла вся история отечественного хоккея - от первых шагов до наших дней.
40-е ГОДЫ
«В ВВС ПОЗВАЛ САМ СТАЛИН»
- Первый чемпионат страны стартовал 22 декабря 1946 года. Мне тогда было 16 лет, и я играл за «Буревестник» в... футбол, - начинает рассказ Виктор Васильевич. - А начинал еще мальчиком в ЦДКА у замечательного тренера Пинаичева. Потом увлекся модным канадским хоккеем. Первое приглашение в мастера получил от «Динамо», но подсуетился ВВС. Помню, привезли меня на матч «летчиков» со «Спартаком». Подводят к приятному молодому человеку. Это был Василий Иосифович Сталин, командующий авиацией Московского военного округа. «Знаю тебя, хочешь играть у нас?» - улыбнулся Сталин. Отказаться было нельзя. В основу я попал не сразу, сначала играл за дубль. Выходил против Лёвы Яшина, дублера «Динамо». Мы ведь с ним одногодки. И только в 1950-м, после того как знаменитая команда ВВС разбилась под Свердловском, меня вызвали в основу...
Первым международным экзаменом стали матчи в 1948 году сборной Москвы против чешского клуба ЛТЦ на стадионе «Динамо» (на фото). В составе гостей приехали 12 вице-чемпионов Олимпиады-48, причем через 18 дней после триумфа. Нашему же хоккею было всего 14 месяцев от роду, однако серия завершилась вничью - 6:3, 3:5, 2:2. Те матчи я смотрел с трибуны. А потом узнал, что сначала чехам подсунули как подопытных кроликов дублеров, которых они легко раскатали 11:7 и 10:1.
В Москву команду ЛТЦ привезли в качестве поощрения - отдохнуть и немного поиграть в хоккей. Выделялся у них форвард-бомбардир Владимир Забродски. Потом читал его воспоминания. Мол, русские все премудрости новой для них игры схватывали на лету. Даже нашу форму за несколько дней ухитрились скопировать. Из старой экипировки у них остались только удлиненные коньки и клюшки.
Уверен, что наш Всеволод Бобров ни в чем не уступал Забродски. В чемпионате-1947/48 Бобров забросил 52 шайбы, только через 15 лет Вениамину Александрову удалось перекрыть это достижение. В 1949 году Бобров положил восемь шайб «Спартаку». Через два года он выбил «десятку» в поединке с ленинградским «Динамо» - рекорд из разряда вечных...
50-е ГОДЫ «ТАРАСОВ СОВЕТОВАЛ БЕРЕЧЬ СИЛЫ»
С ВВС, где играющим тренером был Бобров, мне трижды удалось стать чемпионом СССР. Когда в 53-м команду «летчиков» расформировали, я перешел в «Динамо» и с ходу выиграл еще одно золото. Не сочтите за нескромность, но мне посчастливилось стать первым в истории нашего хоккея четырехкратным чемпионом страны.
Именно Бобров стал капитаном сборной, которая в 1954 году триумфально дебютировала на ЧМ в Стокгольме, а спустя два года - на Олимпиаде в Кортина-д’Ампеццо. В обоих случаях старшим тренером нашей золотой команды был Аркадий Чернышев. В Швеции ему помогал Анатолий Тарасов.
О победе над канадцами 7:2 в Стокгольме я узнал из радиорепортажа Вадима Синявского. Потом в своей книге «Рыцари спорта» Бобров рассказал, как Тарасов не советовал сборной биться в заключительном матче с родоначальниками хоккея, чтобы приберечь силы для переигровки со шведами за европейское золото.
Я мог сыграть на Олимпиаде-56, но в последний момент меня и Костю Локтева отцепили от сборной. Работая тренером, всегда приводил этот пример ребятам, которые не попадали в состав и обижались.
Казалось, в 1957 году нам ничто не помешает стать трехкратными чемпионами мира. Ведь турнир проводился в Москве в 40-летний юбилей Октября. Специально к турниру в Лужниках возвели самый большой в Европе Дворец спорта на 14 тысяч зрителей, но даже он не мог вместить всех желающих увидеть поединки сборной СССР. Два матча решили провести на открытом катке. С чехами играли на стадионе «Динамо», со шведами - на Большой арене в «Лужниках». Плата за лишних болельщиков оказалась слишком дорогой. Ничьи 2:2 и 4:4 лишили сборную Союза золотых медалей.
В поединке с чехами наш вратарь Коля Пучков пригнулся, и шайба у него над головой пролетела в сетку. Потом объяснил, что его ослепил яркий свет от мачты. А на шведов собралось более 50 тысяч зрителей. Игра проходила в оттепель, моросил дождь, и лед поплыл. Наши лишились главного козыря - скорости. И травмированного Боброва. А сравняли гости счет - их устраивала ничья - после того как защитник Трегубов в безобидной ситуации потерял за своими воротами шайбу, застрявшую в снежной каше...
Оргвыводы последовали незамедлительно. Вместо Чернышева на пост старшего тренера сборной назначили наставника ЦСК МО Анатолия Тарасова. Он начал строить новую сборную. Но мы продолжали буксовать: второе место на ЧМ-58 и 59, третье - на Олимпиаде-60.
60-е ГОДЫ «БОУМЭН ГОЛОСУЕТ ЗА ФИРСОВА»
Терпение верхов закончилось, и теперь уже Чернышев сменил Тарасова у штурвала сборной. И вновь осечка! Лишь бронза на ЧМ-61. Однако, пожалуй, именно тот турнир стал переломным. Ведь у нас дебютировали вратарь Виктор Коноваленко, защитник Александр Рагулин, нападающие братья Борис и Евгений Майоровы, Вячеслав Старшинов, Виктор Якушев, Владимир Юрзинов. Игроки, которые станут стержнем непобедимой сборной СССР, установившей вечный рекорд - 9 побед подряд на ЧМ.
Но сначала было принято простое, но вместе с тем гениальное решение: доверить руководство сборной на ЧМ-63 тандему Чернышев - Тарасов. Вторая половина 60-х - бенефис Анатолия Фирсова (на фото). Четырежды он становится главным бомбардиром ЧМ. Это был удивительный форвард. Без слабых мест. О силе его щелчка, оригинальной обводке ходили легенды. Как-то знаменитый канадский тренер Скотти Боумэн поинтересовался у меня: «Виктор, знаешь, кого я считаю самым сильным вашим хоккеистом?» - «Харламова?» - «Нет». - «Третьяка?» - «Нет!» - «Фетисова?» - «Опять не угадал - Фирсова!». Я Скотти прекрасно понимаю.
Сборная СССР продолжала бесперебойно брать золото на ЧМ и Олимпиадах, засверкали молодые звезды - Михайлов, Петров, Харламов, Мальцев, Якушев... А над Чернышевым и Тарасовым, слишком самостоятельными в суждениях и поступках, сгущались тучи. Гром грянул в воскресенье, 11 мая 1969 года. В решающем матче чемпионата страны со «Спартаком» Тарасов увел свой ЦСКА в раздевалку, после того как в середине третьего периода не засчитали гол армейца Петрова. Пауза на глазах всесильного лидера партии и государства, главного болельщика ЦСКА Леонида Ильича Брежнева растянулась на целых 40 минут. Своенравного наставника уговорили-таки продолжить игру, но армейцы уступили 1:3...
В 1968 году началась моя самостоятельная тренерская карьера, когда я принял рижскую «Даугаву», команду второй союзной лиги. Вскоре ее переименовали в «Динамо». И хотя я благодарен Чернышеву, которому несколько лет помогал в московском «Динамо», именно Рига сделала из меня настоящего тренера.
70-е ГОДЫ «АНДРОПОВ ДАЛ МНЕ КАРТ-БЛАНШ»
После Олимпиады-72 в Саппоро Чернышев и Тарасов ушли из сборной. И в своих клубах они задержались недолго. Чернышев завершил карьеру в 60 лет, Тарасов, если не считать сезон в футбольном ЦСКА, - в 56.
На ЧМ-72 в Чехословакию команду повезли Всеволод Бобров и Николай Пучков. Первый на тренерском поприще ярко проявил себя в «Спартаке», который победил в чемпионате страны-67. Пучков завоевал с ленинградским СКА бронзу чемпионата страны-71. В Праге золотая серия сборной СССР оборвалась. Но там же приняли историческое решение о проведении серии из восьми матчей СССР - Канада с участием звезд НХЛ.
| |