|
Настроения бизнеса в конце этого года как никогда пессимистичны. В следующем году ожидаются проблемы с кредитными ресурсами, медиабюджетами, да и политическая ситуация в стране оставляет желать лучшего. И все же Украина по-прежнему привлекательна для инвесторов, готовых рисковать, отмечают предприниматели.
Ухудшение бизнес-климата в Украине «Европейская бизнес ассоциация» фиксирует уже в течение трех кварталов подряд (см. «Ъ» от 21 декабря). В Украине стабилизировались валютный курс и макроэкономические показатели, но предприниматели жалуются на отрицательные последствия введения Налогового кодекса, непрозрачное законодательство, госконтроль над экономикой, усиление коррупции и давления на бизнес.
В положительные изменения бизнес-климата в следующем году пока мало кто верит. «Ситуация не очень хорошая. Денег в Украине нет, банки перестают кредитовать, повышают процентные ставки даже своим проверенным клиентам. Кроме того, во многих кредитных учреждениях говорят, что в 2012 году будут сокращать свои программы в Украине»,-- говорит почетный президент холдинга «Хлебные инвестиции» Юрий Трындюк. Заместитель председателя правления «Райффайзен Банк Аваль» Виктор Горбачев объясняет, что к 30 июня 2012 года европейские банки должны будут выполнить новое требование Еврокомиссии по адекватности капитала. «Весь банковский бизнес находится под давлением брюссельских решений. Адекватности капитала можно достичь либо деньгами с рынка от потенциальных инвесторов (что сейчас затруднительно), либо уменьшением объема активов,-- говорит господин Горбачев.-- Поэтому, на мой взгляд, в 2012 году в банковской сфере ожидается тренд определенного сжатия балансов у всех банков. Соответственно, мультинациональные компании и их дочерние предприятия в Украине будут недополучать необходимые объемы кредитования». По его мнению, банки будут стараться кредитовать в первую очередь оборотный капитал, тогда как инвестиционные программы и длительные схемы кредитования будут ограничены.
Проблема заключается не только в экономических и политических рисках в Украине. «В Америке боятся нового кризиса, а первое действие, которое предпринимают штаб-квартиры при его приближении,-- это сокращение бюджетов на развивающихся рынках»,-- отмечает руководитель отдела продаж одного из крупнейших телеканалов. В рекламных агентствах на условиях анонимности рассказывают, что в последнем квартале этого года ряд крупнейших рекламодателей сократил медиабюджеты на 20-30%. Ожидается, что этот тренд сохранится и в следующем году.
Несмотря на все риски, Украина остается привлекательной страной для инвесторов, считает совладелец компании Maratex (ТМ Esprit, Peacoсks, Aldo) Дмитрий Ермоленко. «Инвесторов пугают и сдерживают постоянные негативные новости из Украины, на основании которых они и делают свои выводы о ситуации в стране. Но многие готовы рисковать, рассчитывая на большой рост и прибыль в будущем. Сейчас мы ведем переговоры с некоторыми владельцами наших брендов о создании в Украине совместных предприятий вместо сотрудничества по франчайзинговым схемам. И наши партнеры к этому готовы»,-- добавляет господин Ермоленко. «Инвесторам важно понимать, куда же в итоге пойдет Украина, где территориально они будут себя ощущать. Им также важно знать, что их бизнес будет защищенным, а пока в Украине на это нельзя надеяться»,-- подчеркивает Дмитрий Ермоленко.
Елена Синицына, Мария Попова
| |