|
Россия способна сохранить устойчивый экономический рост в следующем году - главное воздержаться от резких движений.
Какими будут основные параметры наступающего года, в условиях начавшейся, по некоторым оценкам, второй волны мирового кризиса, каковы итоги года уходящего, выясняли Вести.Ru.
Кризис как «новая нормальность»
Вопреки популярным рассуждениям о наступлении второй кризисной волны, последние статданные из США и Германии, одной из ведущих европейских экономик, выглядят вполне обнадеживающими. Как сообщило, накануне правительство Соединенных Штатов, число обратившихся за пособием по безработице упало на прошлой неделе до минимального за 3,5 года уровня, а доверие потребителей поднялось до полугодового максимума. В частности, в ноябре количество строящихся домов в США увеличилось на 9,3%.
Так начался ли все же новый виток глобального кризиса или нет? Об этом Вести.Ru спросили у руководителя направления «макроэкономика» Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Дмитрия Белоусова.
Судя по последним данным, ответил он, Соединенные Штаты, похоже, выходят на подъем. В Европе же, где долговые проблемы оказались более острыми, ситуация пока близка к стагнации. Очевидно, следующие полтора-два года европейцы потратят на «разгребание» долговых завалов. При успешной расчистке балансов, далее в экономике ЕС не исключен рост. В противном случае, Евросоюз и США рискуют стать «новой Японией», увязнув в депрессивном состоянии еще лет на 10-15. Неоднозначным представляется сейчас и состояние китайской экономики, переживающей структурный перегрев и смену технологических поколений. И если Пекин не справится с накапливающимися негативными тенденциями, в Китае может рвануть так, что мало никому не покажется, предупредил Белоусов.
Первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев, впрочем, на днях высказался против использования терминов, вроде, «кризис» и «рецессия» при обсуждении сложившихся коллизий. «Кризис как элемент делового цикла - это не то, что мы переживаем. Я называю эту ситуацию новой нормальность, в том смысле, что это очень надолго», - аргументировал Улюкаев.
По его определению, новые реалии характеризуются снижением темпов роста в развитых и в развивающихся экономиках, высокой волатильностью товарных и финансовых рынков, а также ограниченностью инструментария, с помощью которого государство могло бы принципиально изменить происходящее.
Ситуация улучшилась?
На фоне внешнего обострения, тем более, громко прозвучали заявления о том, что уходящий год Кролика и для российской экономики оказался не белым и пушистым, но, напротив, провальным, а показатели следующего года Дракона и вовсе выйдут драконовскими.
«На самом деле, текущая ситуация улучшилась. Но при этом стало очевидно, что в нынешних обстоятельствах всякое последующее улучшение будет достигаться с большим трудом», - констатировал Белоусов.
По его оценке, в этом году экономический рост в России составит 4,1-4,2% ВВП (против 4% в 2010-м). А в 2012-м, с учетом внешнего негатива предполагается, что первый квартал «просядет» и повышение показателей наметится уже со второго полугодия. В итоге рост российской экономики может снизиться до 3,7% ВВП с последующим повышением до 4,5-4,7% ВВП в 2013-2014 годах.
При этом ожидается, что отечественное промпроизводство в 2011 году увеличится на 5%, а в 2012-м планка, наверное, понизится до 3,5%, рассказал Вестям.Ru руководитель направления реального сектора ЦМАКП Владимир Сальников.
По его словам, вследствие обострения кризисных тенденций в мире, положение дел в российском реальном секторе ухудшится лишь в краткосрочной перспективе, а в среднесрочной и долгосрочной даже способно улучшиться. Разуверившись в бесперспективных развитых рынках, инвесторы неизбежно заинтересуются Россией, которая по динамике производства уже сравнялась с Германией и другими ведущими европейскими государствами, но пока отстает от стран БРИК, особенно, от Китая и Индии, отмечают эксперты ЦМАКП.
Правда, прежде всего, положительные результаты были за фиксированы здесь в сырьевой сфере и энергетике. В обрабатывающей же промышленности, скажем, показатели по инвестициям в основной капитал и рентабельности по-прежнему ниже докризисных, а экспорт в физическом выражении за год сократился на 16%. Хотя приток импорта к концу текущего года начал замедляться. Также порадовала производительность труда, рост которой в половине всех видов деятельности в этом году превысил 5%, сблизившись с уровнем повышения доходов россиян. При этом объем инвестиций в промышленном секторе вырос за 2011-й на 11% при общем 6-процентном прогнозном уровне, уточнил Сальников.
Без резких движений
В следующем году инвестиционный машиностроительный сектор может стать одной из ключевых точек роста, наряду с нефтехимической и пищевой промышленностью. В России есть потенциал для роста. Хотя, разумеется, существуют и определенные барьеры, которые надо устранять. Но при этом, очень важно было бы избежать резких движений, чтобы не подорвать общую стабильность, заключил руководитель направления реального сектора ЦМАКП.
Внешний контекст, конечно, усиливает общие тревожные ожидания. Очевидно, и весь последующий год Европа проведет под флагом борьбы с долговым кризисом и предотвращением распада еврозоны. В связи с чем, и окружающим странам тоже придется понервничать, заметил Вестям.Ru старший экономист ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский. В подобных обстоятельствах, продолжил он, тем более, актуальной оказывается задача сохранения сложившегося в российской экономике баланса. И, с этой точки зрения, различные прорывные проекты, вроде, инициированной «Деловой Россией» программы новой индустриализации, подразумевающие активный рост инвестиций, следует воспринимать с определенной долей осторожности.
К тому же, как известно, конечные результаты определяются не столько суммами средств, вложенных в экономику, сколько эффективностью их использование. К примеру, в СССР объем инвестиций составлял 40% ВВП, а в Китае, также переживающем сегодня непростые времена, он достигает 50%. Весьма высоким был и уровень инвестиций в докризисные годы в России, что не помешало затем ее экономике глубоко упасть, напомнил Струченевский.
Тогда как в этом году, подчеркнул он, несмотря на усилившийся с августа внешний негатив, российская экономика продолжала расти. То есть, даже когда россияне активизировали кредитование остального мира, наращивая приобретение иностранные активов и порождая, тем самым, увеличение оттока капитала из собственной страны, в России сохранялся устойчивый экономический рост. Очевидно, что в 2010-2011 годах в нашей стране сформировалась вполне успешная модель посткризисного восстановления экономики, которую резонно было бы сохранить и далее.
По итогам 2011-го отечественное промпроизводство прирастет, примерно, на 4,9%, а в следующем году его рост несколько замедлится (но не снизится - это все-таки разные понятия) до 4,5%, в том числе за счет высокой базы и предсказуемого снижения результатов автопрома, уточнил старший экономист ИК «Тройка Диалог». И назвал еще одним важнейшим результатом уходящего года рекордно низкую инфляцию, которая прогнозируется на уровне в 6,2%.
| |