|
Вручены первые российские кинопремии года - «Белые слоны», присуждаемые Гильдией киноведов и кинокритиков. Лучшим был назван фильм Андрея Звягинцева «Елена». На церемонии присутствовал обозреватель «Вестей ФМ» Антон Долин.
Триумф «Елены» не удивил никого. Во-первых, это не только и не просто очень хороший фильм, но и первый фильм Андрея Звягинцева, который пришелся по вкусу и фестивалям, и критикам, весьма скептически оценивавшим «Возвращение» и «Изгнание» того же автора. Во-вторых, резонанс вокруг «Елены» заметен - тому причина и престижный каннский приз, и заоблачные рейтинги во время телепоказа, и недурные для подобной ленты прокатные сборы. Впрочем, критики старались быть объективны - и в итоге «Елена» победила лишь по трем номинациям: лучший фильм, режиссура и лучшая актриса второго плана - в самом деле, в тени великолепной Надежды Маркиной не все оценили по достоинству блестящую роль Елены Лядовой.
«Белые слоны», однако, отметили и другие важные фильмы сезона. Нашумевший куда меньше, но яркий, талантливый, необычный научно-фантастический эпос Александра Зельдовича «Мишень» получил столько же наград, что и «Елена», но в номинациях, которые принято считать менее существенными. Однако отмеченные Гильдией оператор Александр Ильховский, художник Юрий Хариков и композитор Леонид Десятников - именно те, благодаря кому «Мишень» превращается из отчасти пародийной притчи в настоящее произведение искусства, многозначное и таинственное.
Всего один приз, но крайне важный - за лучший сценарий - присудили парадоксальной и неформатной во всех смыслах, тем и ценной, комедии Сергея Лобана «Шапито-шоу»: была отмечена постоянная соратница режиссера Марина Потапова. Два актерских приза отошло фундаментальной исторической драме Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» - наградили Дарью Екамасову и Алексея Серебрякова, за роль второго плана. Наконец, лучшим актером был признан Антон Шагин за вдохновенную и сложную работу в картине Александра Миндадзе «В субботу».
Церемония, как случается с «Белым слоном» нередко, грешила некоторой провинциальностью, а затянутые медитативные музыкальные паузы усыпляли весь зал, однако все это - лишь малозначительные нюансы рядом с фактом взвешенного и даже мудрого распределения призов. По-прежнему «Белый слон» не только первый, но и самый вменяемый российский киноприз: думается, что грядущие церемонии «Золотого орла» и «Ники» вновь это подтвердят.
| |