|
Близ острова Русский в Приморье гремят взрывы: там уничтожают боевые корабли, что покоились на дне бухты Новик со времен Второй Мировой. Так их дробят на куски, чтобы удобнее было поднимать на поверхность. Работы проводятся в рамках генеральной уборки акватории. Слишком уж много там скопилось раритетного хлама: лодки и снаряды, автомобили и даже старые пирсы.
В самую большую бухту Новик - на северном побережье острова Русский - в разгар летнего отдыха дайверам рыбакам и туристам приезжать не рекомендуют. Управление поисково-спасательных и аварийных работ Тихоокеанского флота ведет большую приборку морского дна. Еще со времен второй мировой эта акватория надолго превратилась в кладбище кораблей. Здесь были затоплены отслужившие свой срок эсминцы, плавучие доки и пирсы, гражданские суда и даже автомобили.
«Если честно, конечно, удручает, что за 60 лет такое количество кораблей затопили. Бездумно относились к территориям нашим и к экологии», - сетует Антон Вяткин, замком бригады спасательных судов ТОФ.
Только в наше время после того, как остров перестал быть закрытым объектом Минобороны, и его решили сделать площадкой для форума АТЭС-2012, о залежах металлолома вспомнили. Уже три года эти бухты подробно исследуют водолазы. По словам морских инженеров координаты каждого «утопленника» наносят на карту и определяют способы подъема на сушу. Как правило, это - саперные технологии.
В своей работе подрывники-подводники используют, говоря военным языком, гибкий шнуровой заряд, это специальная оболочка наполненная особым сортом взрывчатки - ее называют «морская смесь». Между собой звенья стыкуются подобно пожарному шлангу без сильной детонации взрывчатка абсолютно безопасна: она не горит, не плавится и даже не намокает.
Водолаз, уходя под воду, тянет за собой длинный шнур с «морской смесью». К нему прикреплен детонирующий заряд и электропровод. Сейчас взрывчатку тщательно укладывают на корпусе затонувшего эсминца «Вязкий». Из района возможного поражения с берега и воды морские спасатели выводят всех посторонних. Оповещают об опасности сиреной и вместе с аквалангистами выходят из зоны возможного поражения.
Куски металла поднимаются на высоту до 50 метров. Обеспечить безопасность - главная задача. Тем более что взрывать этот эсминец придется не один раз.
«С первого раза не удается разъединить объект. Производится по три четыре взрыва, потому что очень много палуб на судах, - разъясняет водолаз 1 класса Сергей Мамекин. - Объекты обследуем, делаем заряды, прорываем кусок. Обследуем опять, делаем заряды, опять прорыв. И делим на куски, потому что объекты большие: по тысяче тонн и более».
Фрагменты корабля под водой специальными болтами формируют в брикет определенного веса. Эту груду металлолома закрепляют тросом. Мобильный танковый тягач доставляет ее на берег. Здесь начинают работу газосварщики. Бывшие боевые корабли еще раз измельчают и отправляют на переплавку. В течение года, обещают тихоокеанцы, дно акватории северной части Русского острова станет чистым.
| |