|
Конкретный эффект от вступления России в ВТО подсчитали экономисты Российской экономической школы в сотрудничестве с бельгийскими и немецкими коллегами. Выгода от присоединения к 2015 году может составить в целом около 600 миллиардов рублей в ценах 2006 года.
Но в конечном итоге всё будет зависеть от способности России заинтересовать иностранных инвесторов. Плюсы и минусы взвесил экономический обозреватель «Вестей ФМ» Леонид Гурьянов.
Гурьянов: Самое прямое следствие от вступления в ВТО - это повышение открытости российской экономики. Больше всего это будет на руку простым потребителям. Наименее готовы к конкуренции с импортом, который должен подешеветь из-за снижения тарифов, такие отрасли отечественной экономики, как пищепром, химическая промышленность, фармацевтика и лёгкая промышленность.
Но даже здесь падение выпуска составит от половины до двух процентов, подсчитали авторы исследования. А потребление прибавит за счёт импорта лишь до полутора процентов. Цифры совершенно несущественные, особенно на фоне гораздо более масштабных процессов в экономике, отмечает главный экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков.
Гавриленков: Дискуссии на тему снижения тарифов не значимы на фоне тех курсовых колебаний, которые мы наблюдаем. Когда у нас рубль, допустим, ослаб на 20% в августе-сентябре, снижение тарифов на протяжении нескольких лет на 3%, скажем, это всё незначимо.
Гурьянов: Ещё один фактор, который говорит в пользу того, что негатив от вступления в ВТО не стоит драматизировать, заключатся в том, что по большому счёту российская экономика уже практически соответствует по своей открытости условиям организации.
После переходного периода средний тариф по чувствительным группам товаров должен снизиться примерно до семи процентов. Но с 2004-2005 годов по 2008-2010 средний тариф снизился на сопоставимую величину - с 13-14 процентов до чуть более десяти. А как показало другое исследование, сделанное по заказу Всемирного банка, высокие тарифы к росту производства, например в пищепроме и лёгкой промышленности, не приводили.
Значимый позитив от вступления в ВТО экономика в целом ощутит в 2015 году, когда этот фактор может добавить один процент к росту ВВП, сказано в исследовании. Но для этого нужно снимать барьеры на пути иностранных инвестиций. Комментирует заместитель директора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов.
Миронов: Мы получим оружие защиты наших компаний, которые будут наступать на внешний рынок, поддержки нашего несырьевого экспорта. Для создания экспортной обработки нам нужно несколько лет. Нам нужны инвестиции, приток капитала, нужны новые виды услуг, которые могут предоставить в частности иностранные контрагенты, которые придут в транспортную инфраструктуру, в обслуживающие сектора. Либерализируется рынок консалтинга, юридических и прочих услуг, рынок страховых услуг. Это всё будет помощь нашим экспортёрам.
Гурьянов: Вступление в ВТО поможет иностранному капиталу в России в том смысле, что сделает правила игры более понятными и предсказуемыми, полагает Евгений Гавриленков.
Гавриленков: Регуляторное давление со стороны международного права на нашу бюрократию, на наши институты, давление в хорошем смысле будет способствовать притоку капитала, приток капитала трансформирует российскую экономику. Всё это может привести к более высоким темпам роста, но это, конечно, не самая ближайшая перспектива.
Гурьянов: В конечном счёте, взрывного и быстрого роста ВВП от вступления в ВТО ждать не приходится, но зато должна происходить постепенная трансформация экономики и её отход от сырьевой модели. А это сделает экономику более устойчивой и жизнеспособной.
| |