|
Еще одна космическая неудача. Спутник связи «Меридиан», который запустили накануне с Плесецка, рухнул на землю. Источник в правоохранительных органах рассказал, что обломки обнаружены в четырех населенных пунктах Ордынского района Новосибирской области. «Меридиан» предназначен как для военных, так и для гражданских целей. Это был пятый запуск аппарата подобного типа. До этого все старты проходили успешно.
Еще одна космическая неудача. Спутник связи «Меридиан», который запустили накануне с Плесецка, рухнул на землю. Источник в правоохранительных органах рассказал, что обломки обнаружены в четырех населенных пунктах Ордынского района Новосибирской области. «Меридиан» предназначен как для военных, так и для гражданских целей. Это был пятый запуск аппарата подобного типа, до этого все старты проходили успешно.
Ситуацию со спутником «Меридиан» прокомментировал для радио «Вести ФМ» Юрий Караш.
«Вести ФМ»: Юрий Юрьевич, здравствуйте. Скажите, что, на ваш взгляд, могло привести к аварии в этот раз? Если это был сбой в ракете, в двигателе, из-за чего он мог произойти?
Караш: Пока официальная версия - это то, что отказала третья ступень ракеты-носителя, которая, собственно, доталкивала спутник на околоземную орбиту. Ну, а если ставить вопрос более широко, то, конечно, это отражение общего глобального падения уровня производства, производственной культуры в современной России.
«Вести ФМ»: Расскажите подробнее, что была за ракета-носитель, что был за разгонный блок на ней?
Караш: Ракета-носитель является одной из модификаций ракеты-носителя «Союз», которая эксплуатируется в Советском Союзе - России начиная с 1957 года. То есть, смотрите, уже значительно больше 50 лет. Техника, по идее, достаточно надёжная, отработанная. Кстати говоря, у ракеты-носителя «Союз», пожалуй, самый лучший рейтинг надёжности в мире.
Но давайте вспомним начало семидесятых годов, когда стали выпускаться «Жигули». Ведь были очень хорошие, надёжные машины. Правильно? Через 20 лет, в начале девяностых, эти автомобили, в лучшем случае, представляли из себя некий набор деталей, который мог доехать от автомагазина до станции гарантийного обслуживания, где этот автомобиль затем надо было перебирать. Прошло 20 лет, а качество значительно упало. То же самое с ракетой-носителем, к сожалению, происходит.
«Вести ФМ»: Насколько я понимаю, похожая история произошла ведь и с грузовиком «Прогресс». Там тоже была ракета-носитель «Союз»?
Караш: Там тоже была ракета-носитель «Союз». Там тоже произошёл отказ третьей ступени. Правда, там была несколько иная модификация этой ракеты-носителя. Там было выяснено, что была допущена просто элементарная небрежность, нарушение трудовой дисциплины, как угодно, при сборке. То есть в топливопровод попал какой-то посторонний предмет. Почти наверняка - и в данном случае тоже будет установлено - что дело не в каком-то конструктивном недостатке, а всего лишь в небрежности при сборке этой ракеты-носителя.
«Вести ФМ»: Скажите, как это ЧП может сказаться на космической программе?
Караш: В целом, на космической программе, я не думаю, что это как-нибудь существенно скажется. А вот что касается престижа, авторитета российской космической программы в мире, то, конечно, это будет очередной удар и по престижу, и по авторитету. Ведь не надо забывать, что всё, что мы сейчас можем предложить остальному миру, - это только нашу бесконечно устаревшую, хотя, конечно, и весьма надёжную технику.
| |