|
А во многих фирмах деньги платили даже, если компания простаивала несколько месяцев
Как правило, самые большие зарплаты получают в крупных частных фирмах и представительствах иностранных компаний. Например, в прошлом году топ-менеджеры в таких «золотых» местах встречали Новый год с зарплатами в районе 7 - 8 тысяч долларов. Но когда на валютном рынке страны начались проблемы, многие говорили, что именно частный бизнес пострадает в первую очередь. Ведь это государственные заводы и фабрики может поддержать бюджет или дешевые кредиты банков под гарантии правительства. И опять же, с подачи государства на этих предприятиях никого не сокращали. А вот остальным же приходилось надеяться только на себя.
Иностранцы по-прежнему хотят открывать свои фирмы в Беларуси
Первый миф о кризисе - иностранные бизнесмены уедут из страны.
- Иностранные компании не только не ушли из Беларуси, но даже, наоборот, стремятся выйти на белорусский рынок, говорят об открытии производств, - рассказывает директор кадрового агентства «АНКОР» Нелли Михайловская. - Был, например, вот такой случай: из-за проблем с покупкой валюты у одной фирмы, занимающейся поставкой компьютерной техники на белорусский рынок, полностью стали продажи. Директор белорусского представительства обратился в головной офис с вопросом, как ему быть дальше? Ответ был таким: «Распустить офис сейчас - значит потерять больше средств на его повторное открытие, чем на его содержание в данный момент». И так, насколько я знаю, поступали многие иностранные компании.
Белорусский рынок интересен иностранным инвесторам в первую очередь из-за квалифицированного и не слишком дорогого (по европейским меркам) персонала. Кроме того, у нас хорошая сырьевая база для открытия пищевых производств.
Сокращали мерчандайзеров и сотрудников фарм-компаний
- В последнее время сильно пострадали сотрудники фармацевтических компании, - уточняет консультант «АНКОРа» Анна Коршак. - У большинства компаний штаты были раздуты и они стараются минимизировать издержки, в том числе и с помощью сокращения сотрудников.
Как отмечают специалисты, непросто в уходящем году пришлось компаниям, которые работают на рынке быстрооборачиваемых товаров (например, шоколад, конфеты, бытовая химия, косметика, чай, кофе). В какой-то момент из-за роста цен на импортные товары белорусы просто перешли на отечественные товары. Чтобы восстановить позиции, импортеры сейчас идут на снижение надбавок и наценок на ввозимые товары.
В таких компаниях под сокращения попали мерчандайзеры, торговые представители.
Проще адаптировались к кризису индустриальные компании, которые занимались поставками оборудования, его сервисным обслуживанием. Ведь если потребитель может купить вместо импортного шампуня белорусский, то предприятие не может заменить масло или детали для какого-то станка другими. То же самое касается и тех, кто ввозит какие-то ингредиенты для пищевой промышленности (например, для молочных продуктов). Ну и, конечно, лучше переживали кризис те, кто занимался экспортом и импортом одновременно.
Большинство частных компаний пересчитывали зарплату по рыночному курсу
Второй кризисный миф - все зарплаты заморожены.
Компенсации в этом году получали не только бюджетники, но и многие сотрудники частных фирм.
Как видно из нашей таблицы, в долларах зарплаты многих специалистов уменьшились. Особенно, кстати, пострадали менеджеры по персоналу (проще говоря, кадровики). Правда, все-таки если перевести их зарплаты в рубли, то получается, что их доходы вовсе не упали, а даже выросли. Допустим, тот же менеджер по персоналу по курсу прошлого года зарабатывал 9,6 млн. рублей, а сегодня - в пересчете на белорусские рубли - 22 млн. рублей.
- Большинство работодателей строили иллюзии о том, что на рынке труда появилось много качественного персонала за небольшие деньги, - говорит Нелли Михайловская. - Но это не так. Дело в том, что в большинстве иностранных компаний зарплата уже с апреля пересчитывалась по реальному курсу, и только единицы «дотянули» до августа, выплачивая рублевые зарплаты по официальному курсу Нацбанка.
Конечно, иностранные представительства проделали большую работу, объясняя зарубежным боссам, что такое черный рынок, дополнительная сессия и почему зарплату сейчас лучше платить именно в долларах, а не в рублях.
- Конечно, если у компании большой штат сотрудников, то провести одномоментную индексацию зарплат к докризисному уровню невозможно, - говорит Анна Коршак. - Именно поэтому многие компании повышали зарплаты постепенно, в несколько этапов.
Иностранные компании и крупные частные фирмы при этом не слишком урезали соцпакеты своих сотрудников. Во многом потому, что эти расходы были заложены в бюджеты компаний еще в начале года. Так что страховки, обеды остались. А вот от обучения сотрудников за счет компании, а также от проведения корпоративов большинство отказались.
«Возьмем на работу в Якутске флориста из Беларуси»
Ну, и третий кризисный миф - белорусы сбегут на работу в соседние страны.
Валютные проблемы подтвердили это лишь отчасти.
- Глобального оттока квалифицированных специалистов и менеджмента из Минска нет, что нельзя сказать о наших областях, откуда люди действительно уезжают в поисках лучших условий, - говорит Анна Коршак. - В любом случае такое явление нельзя назвать только кризисным. Молодые люди, желающие достичь определенного уровня жизни, всегда переезжали в другие страны.
Зато интерес со стороны россиян к белорусским специалистам огромный!
- Мы получаем по 10 - 15 звонков в день из разных регионов России! Причем компании согласны на любые условия, лишь бы им предоставили специалиста из Беларуси, - рассказывает Нелли Михайловская. - Например, были работодатели из Санкт-Петербурга, которые просили подобрать им весь персонал для салона красоты. А из Якутска просили привезти им флориста из Беларуси.
| |