|
2011 год запомнился яркими и важными фильмами - итоговыми работами выдающихся мировых режиссеров. Итоги кинематографического года подводит обозреватель «Вестей ФМ» Антон Долин.
Год открылся Берлинским фестивалем, а тот запомнился двумя важнейшими картинами: «Разводом Надера и Симин» Асгара Фархади, напряженной психологической драмой, сейчас претендующей на все главные премии, включая «Оскар» (этот фильм получил тогда «Золотого медведя»), и суровой и монументальной черно-белой эпопеей венгра Белы Тарра «Туринская лошадь», которая получила серебро.
Тарр уступил, но задал тон: открытая им тема Апокалипсиса и глобальные, бескомпромиссные авторские высказывания - тренд 2011 года. Именно поэтому в Каннах верх взял шедевр Терренса Малика - фильм о феномене памяти, о микрокосмосе и его месте в макрокосмосе - умопомрачительное «Древо жизни» -заслуженная «Золотая пальма». Сам режиссер за ней, впрочем, не приехал, и отдувались за него соратники, в частности, сыгравший в фильме одну из лучших ролей Брэд Питт:
«Фильм рассказывает о том деликатном периоде, когда ребенок постепенно превращается во взрослого и оказывается перед сложным выбором: с одной стороны - благодать, которую воплощает его мать, с другой - властная натура, воплощенная отцом. Эти две силы разрывают ребенка на две части», - пояснил Питт.
«Древо жизни» не позволило получить главный приз феноменальной «Меланхолии» - прекрасному и ужасному фильму Ларса фон Триера о гибели человечества и планеты Земля. Приз достался только блестящей актрисе Кирстен Данст, а Триер, ляпнувший на пресс-конференции глупость о нацизме и Гитлере, был изгнан из Канн: тоже, кстати, важный итог года. А вот депрессивное настроение режиссера - давно не новость:
«Для меня этот фильм не о конце света, этот фильм о состоянии ума. Я сам сейчас переживаю период меланхолии. Да, у меня была депрессия, и это нашло отражение в фильме. Не ходите смотреть мой фильм - вы тоже впадете в угнетенное состояние», - предупредил Триер.
«Меланхолия» свое добрала - в декабре в Берлине она была признана Европейской киноакадемией лучшим европейским фильмом года. А вот Голливуд в этом году не радовал: сплошные сиквелы, триквелы и квадриквелы, очередные «Кун-фу панда», «Пираты Карибского моря», «Гарри Поттер», «Трансформеры», «Сумерки»... Из нового и интересного - разве что необычный опыт Стивена Спилберга, впервые сделавшего трехмерную анимацию, да еще и по комиксу, да еще и европейскому - «Приключения Тинтина». Очень личный и важный проект для режиссера:
«Я идентифицирую себя с Тинтином. Его упрямство, нежелание отступиться от поставленной задачи - это мои черты. Большинство героев моих фильмов похожи на меня. Я вижу себя и в Индиане Джонсе, но меня бы никогда не взяли на роль: я пауков боюсь, да и других фобий хватает. Я хочу быть Инди до той секунды, когда надо выполнять трюк. В этот миг желание пропадает», - признался Спилберг.
Станет ли фильм удачей или провалом в коммерческом отношении, сказать еще невозможно: собственно американский прокат только начинается. Но уже сейчас ясно, что Спилберг не остановится.
К слову, уже в январе по всему миру пойдет еще один его фильм, сага о лошади в тяжкую годину Первой Мировой «Боевой конь». Эту картину называют в числе возможных претендентов на «Оскар», но насколько справедлив прогноз, покажут только 20-е числа января, когда будут объявлены номинации на главную американскую премию года. «Оскар» и подведет окончательные итоги 2011 года.
| |