|
Кинорежиссер Сергей Урсуляк завершил съемки новой многосерийной ленты «Жизнь и судьба», созданной по роману Василия Гроссмана. Последними остались сцены с танками - прошлой зимой они Урсуляку просто не достались. Картину снимали в Москве, Рязани, Самаре, Петербурге, Казани, на Смоленщине.
Словно дежавю - доделывают то, что не успели год назад. Доснимают сцены с участием танков.
«Ужас в том, что я не говорю, что это сцена с участием артиста Дятлова, - это сцена с участием танков. Потому что Евгений Дятлов был гораздо более доступен, чем эти - шесть и шесть - двенадцать танков, - рассказывает режиссер фильма "Жизнь и судьба" Сергей Урсуляк. - Все снимают, как подорванные, военные картины. А танков у нас - всего ничего. Поэтому в тот период зимний мне не достались танки».
Касок хватает. Только размеры не все. Оружия даже больше, чем нужно на 70 бойцов - 22 ППШ и 51 винтовка. Выдают по паспортам. Сегодня в массовке - наши солдаты и офицеры. Их одевать легче, чем армию врага.
«170 немцев. Это самая тяжелая позиция, поскольку обвес немецкий - каждый подгоняется индивидуально. С нашими - легче. У нас - от 42-го до 56-го - один ремень. Надеваем на любого - и все», - рассказывает ассистент по реквизиту Ариф Аликберов.
Главное - следовать фактам, говорит консультант фильма Юрий Маслак. Ведь сегодня число интересующихся военной историей, о которой не написано в учебниках, зашкаливает. Невероятная щепетильность и в деталях.
«Для меня важны как правильно пришитые пуговицы, так и правильно свернутая самокрутка, также и правильно расставленные танки - все», - говорит Юрий Маслак.
Ставка - на правдивость в интонациях и эмоциях. Оттого так много точно подобранных лиц и типажей эпохи. Задача режиссера - сложная: собрать цельное произведение из неоконченного романа Василия Гроссмана.
«Сосредотачивать усилия на обличении сталинизма или на вбивание последнего гвоздя в гроб советской власти - это нелепая задача и нехудожественная, - считает режиссер. - А вот создать среду, атмосферу, людей, в которых зритель поверит, и которых он полюбит. Добиться возникновения эмоций - это то, что может спасти этот материал».
Режиссер Сергей Урсуляк и сценарист Эдуард Володарский, конечно, рискуют навлечь на себя гнев исследователей творчества Гроссмана. Они додумывают судьбы героев, которые автор не успел дописать. Что будет с полковником Новиковым? Его вызвали в штаб фронта - он не подчинился приказу, и не начал прорыв к Сталинграду вовремя, но выиграл, сберег людей и танки.
«Мы для себя решили: вряд ли его уж должны арестовывать и разжаловать. Всё время хочется выдать, что это сталинская машина, она такая безжалостная, безмозглая. Но это было не так. За правильное решение необязательно снимали голову», - говорит заслуженный артист России Евгений Дятлов.
Последние дни съемок - самые сложные. Но создатели фильма знают: победа будет за ними. Уже отснято больше 120 часов киноматериала. Все работы над телеэпопеей «Жизнь и судьба» будут завершены к сентябрю следующего года.
| |