|
Китай обзавелся своей собственной Большой Медведицей. Так в Поднебесной назвали навигационную систему. К концу десятилетия её зона покрытия должна составлять уже весь мир - прямая конкуренция трем спутниковым сетям: GPS, ГЛОНАСС и «Галилео».
Международное обозначение новой навигационной системы - Compass. Но в Китае она известна как Beidou-2 или Большая Медведица.
В ближайшее время она будет обеспечивать позиционирование только в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но уже к 2020 году планируется нарастить спутниковую группировку до 35 аппаратов. И тогда Compass станет глобальным, как американская GPS, российская ГЛОНАСС, а в перспективе - европейская «Галилео».
Сроки построения рекордные - первый запуск состоялся в 2000 году. С тех пор в космос было отправлено 14 аппаратов. Правда, как минимум два из них оказались неработоспособными.
«Предварительные тесты показывают, что навигационная система Beidou вышла на проектные показатели. Теперь мы официально переходим от тестирования к эксплуатации», - заявил директор Управления китайской спутниковой навигационной системы Жань Чэньци.
Создатели обещают, что в открытом доступе Compass будет давать координаты с точностью до 10 метров. Народно-освободительная Армия Китая и государственные органы получат еще более точную информацию. Пользоваться американской GPS китайские военные не хотят, полагая, что в случае конфликта или другой критической ситуации, ее сигнал могут закрыть для посторонних.
«Сначала мы провели полные испытания всех спутников, оборудования, проверяли, смогут ли они бесперебойно работать в течение длительного срока. После этого мы оптимизировали орбитальные позиции всех спутников, чтобы обеспечить наилучшие условия для их работы», - рассказал Ян Цянвэнь, главный инженер Управления китайской спутниковой навигационной системы.
В свое время Пекин отказался от участия в европейской системе «Галилео». Китайские инвесторы вложили в нее миллиарды долларов, но не получили взамен права голоса по важнейшим вопросам. Теперь европейцы сожалеют: две системы должны использовать сходные диапазоны частот, но китайцы начинают делать это первыми, а значит, европейцам придется дополнительно согласовывать с ними работу в этих диапазонах.
Однако помимо конкуренции системы глобального позиционирования смогут и дополнять друг друга. Специалисты считают, что это увеличит точность и надежность навигационного оборудования.
| |