|
Итоги, пока промежуточные, подвели реставраторы Большого театра. Они сообщили, что работы выполнены на 80 процентов. Мастера трудятся ударно, 15 июля сдали Императорское фойе, где праздновали коронацию Николая Второго. К октябрю будущего года, когда Большой откроется, его площади станут вдвое больше. И ещё до того, как перережут ленточку, историческое здание примет зрителей.
Лицо Большого театра - фасад - переживает косметическую процедуру: колонны затянуты в пленку, под плёнкой - компрессы. Так лечат солевые отложения: когда внутри пустота, а снаружи - песчанник - влага проступает неэстетичными пятнами.
«И вот эти пятна, которые плёнкой закрыты на самом деле, это соль. Для обессоливания берется дистиллированная вода, целлюлоза и глина. И делается компресс на 18 дней», - поясняет руководитель генерального подрядчика реконструкции Большого театра Алексей Зубков.
К концу августа колонны станут привычно-белоснежными. Тогда же будет готово Центральное фойе. Сейчас здесь стены расписывают «под мрамор». Оказывается, такие фальш-панно в XIX веке архитектор внутреннего убранства Альберт Кавос придумал, чтобы сэкономить. Современные реставраторы приём повторяют: не из жадности, ради исторической правды. Тут же укладывают плитку, она с тем же фирменным клеймом, что и 150 лет назад.
«Эта плитка новая, но восстановлена по химическому составу и по цвету один в один, как та, что была на открытии театра», - заверяет Алексей Зубков.
Каждый месяц на реставрацию Большого театра тратят 500 миллионов. И с тех пор, как здание пересадили на новый прочный фундамент, и строители сомкнули стены, закрыв так называемый «тепловой контур», реставрация набрала рекордные темпы. На объекте трудятся 5 тысяч человек.
В опутанном лесами и временно неузнаваемом зрительно зале, наконец, начали работать реставраторы. Они пришли и лишили ложи и ярусы былого блеска. И весь ближайший год они будут расчищать лепной декор, восстанавливать утраченные элементы и готовить его к золочению.
Причём вся эта лепнина только выглядит гипсовой, на самом деле она из папье-маше. Материал легче, даже прочнее, и обеспечивает отличную акустику. Недостающие фрагменты делают по старой технологии прямо в театре, где раскинулись реставрационные палатки.
«Тут велосипед изобретать не получается. Компоненты те же самые - олифа, костный клей, мел, молотая канифоль и бумажная масса», - говорит реставратор Александр Васин.
Состав укладывают в резиновую форму. Сушат, потом приклеивают на нужное место. И уже готовые обработанные лаком элементы передают в руки золотым мастерам. Золота в Большом театре вообще будет много. В Белое фойе вернули медальон с монограммой Николая Второго, который сбили в советские годы, избавляясь от статуса «Императорского театра». Бетховенский зал мастера уже позолотили совершенно.
«Ткани, которыми будут украшены стены, привезут только перед открытием Большого театра. Мы понимаем, что слишком пыльно, чтобы вывешивать их сейчас: придётся менять», - успокаивает официальный представитель генерального подрядчика Михаил Сидоров, показывая на голые стены.
В Бетховенском зале обещают дать несколько концертов ещё до официального открытия театра. Сейчас, говорят в Большом, то самое время, когда можно строить творческие планы. Следующий сезон будет «переходным», а в 2011 году артисты вернутся на родную историческую сцену, по которой, конечно, истосковались.
| |